При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Из-за необходимости вступления в госреестр, создание которого предусмотрено принятым в этом году законом, количество коллекторских агентств сократится, прогнозируют участники рынка. Предполагается, что реестр будет вести Федеральная служба судебных приставов — проект соответствующего постановления подготовило Минэкономразвития. нормы нового закона участникам рынка не до конца понятны, поэтому все участники рынка — кредиторы, взыскатели, юристы, сейчас готовят длинные списки вопросов к потенциальному регулятору, рассказал RNS директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин.
«Только когда регулятор будет назначен и подготовит к закону подробные нормативные документы, можно будет оценить степень жесткости воздействия закона на рынок взыскания. Если гайки будут закручены слишком сильно, и "белый" рынок взыскания пострадает, это может привести к новому, более масштабному витку криминализации рынка», — полагает он.
Уже можно говорить — из-за необходимости вступления в госреестр и соответствовать серьезным требованиям, количество коллекторских агентств сократится, и этот бизнес будет укрупняться, добавляет Воронин.
Впрочем, рынок будет консолидироваться не только из-за создания реестра, но и из-за других норм закона о коллекторской деятельности, который, в частности, ограничил время общения коллекторов с должниками, говорит генеральный директор коллекторского агентства АФПБ Павел Бородкин. По его словам, участники рынка до сих пор не понимают, как закон будет реализован.
«Сейчас нет однозначного понимания, как закон будет реализован на практике, какие требования будут для включения в реестр, как будут трактоваться ограничения на взаимодействие с должниками, как будет реализована судебная практика и т.д. Но в том или ином виде рынок ожидает консолидация», — сказал он. Кому-то придется переквалифицироваться или уйти с рынка, так как для исполнения нового закона требуются инвестиции в техническое и программное дооснащение, кардинальное изменение существующих бизнес-процессов, констатирует Бородкин.
Реестр должен заработать 1 января 2017 года. Пока уполномоченный контролирующий орган не назначен. По данным «Коммерсанта», рассматривается вариант расщепления полномочий между двумя ведомствами — ФССП и Минюстом: первая структура займется надзором, вторая — регулированием.
«В настоящее время предполагается, что к компетенции ФССП России будут отнесены задачи по обеспечению контроля (надзора) за юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также по ведению государственного реестра таких юридических лиц», — сообщили RNS в ФССП.
В Минюсте вопросы о полномочиях переадресовали в ФССП. В Минэкономразвития лишь сообщили, что проекты соответствующих НПА направлены на межведомственное согласование, а их детали будут рассмотрены по результатам их согласования в установленном порядке.
Надзор со стороны судебных приставов оптимален и для государства, и для коллекторов, отмечает Бородкин. По его словам, сейчас нет однозначного понимания, как закон будет реализован на практике, какие требования будут для включения в реестр, как будут трактоваться ограничения на взаимодействие с должниками, как будет реализована судебная практика и т.д.
ФССП готова с 1 января начать выступать в качестве регулятора рынка и вести реестр, но для этого ей нужны кадровые, финансовые и технические ресурсы, сказали в службе. И эти ресурсы должны быть дополнительными.
«С учетом увеличивающейся нагрузки и последовательной оптимизации штатной численности работников ФССП России эффективное выполнение возлагаемых на службу задач по обеспечению контроля (надзора) за деятельностью коллекторских организаций, а также по ведению государственного реестра таких организаций потребует соответствующего дополнительного финансового и кадрового обеспечения», — указали в ФССП.
Расходов потребует не только контрольно-надзорная работа, предупреждает президент коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева. По ее мнению, введение ограничений на количество контактов с должниками и возможности отказа со стороны должника от контакта с кредитором или коллектором приведет к замедлению процесса взыскания и переводу части взыскания в плоскость принудительного исполнения судебных решений — этим и занимается ФССП.
обсуждение