При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Саморегулируемые организации (СРО) негосударственных пенсионных фондов (НПФ) направили в ЦБ свои предложения по защите граждан от потери инвестиционного дохода при переводе пенсионных накоплений. Со следующего года вступает в силу профильный закон с соответствующими поправками, но на оставшиеся до этого пять месяцев регулятор просил СРО реализовать защитные механизмы. Опрошенные фонды заявляют, что исправно предупреждают клиентов на протяжении нескольких лет, однако граждане уже лишились более 100 млрд руб. пенсионных накоплений.
Пенсионные СРО предложили механизмы и формы применения информирования граждан о потере инвестиционного дохода в случае досрочной смены ими страховщика, сообщили “Ъ” в ЦБ. Регулятор сам запросил участников рынка об этом, указывая, что механизмы должны быть разработаны и реализованы «оперативно и в возможно короткие сроки» (см. “Ъ” от 16 июля). Действовать они будут до вступления в силу поправок к закону «О негосударственных пенсионных фондах» (вступают в силу с 2019 года), которые устанавливают обязательное информирование гражданина или его представителя о сумме потерянного инвестиционного дохода, но без учета инвестдохода за год, в который подается заявление о переводе (см. “Ъ” от 16 апреля).
С 2015 года действуют правила, по которым гражданин может менять страховщика раз в пять лет без потери дохода, полученного от инвестирования пенсионных накоплений. При досрочном же переходе от одного страховщика к другому человек теряет свой инвестдоход с момента прошлого перехода в пятилетнем промежутке. За три года действия этих норм россияне лишились уже более 100 млрд руб. пенсионных накоплений (см. “Ъ” от 13 июля).
Национальная ассоциация НПФ (НАПФ) предлагает внести изменения в типовой договор об обязательном пенсионном страховании (ОПС) и в базовый стандарт защиты прав потребителей услуг (“Ъ” ознакомился с письмом этой СРО). Согласно предложению НАПФ, через эти документы необходимо обязать фонды и их агентов «рекомендовать» гражданам, заключающим новый договор по ОПС, обратиться к текущему страховщику, который должен уведомить клиента через личный кабинет в интернете или же в письменном виде о сумме, который клиент потеряет в случае досрочного перевода пенсионных накоплений. В Ассоциации НПФ не ответили на запрос “Ъ”.
«Большинство наших фондов уже реализовали эти меры в своей деловой практике»,— пояснил президент НАПФ Константин Угрюмов. В НПФ Сбербанка информируют о сумме возможной потери инвестдохода «уже более трех лет», рассказал операционный директор НПФ Виктор Поляков. С прошлого года информируют граждан по различным каналам связи о сумме, которую может потерять клиент при досрочном переходе, и в НПФ «Газфонд пенсионные накопления», рассказал первый заместитель гендиректора фонда Антон Шпилев. Информация о возможной потере инвестдохода присутствует в личном кабинете «ВТБ Пенсионного фонда», указывает его гендиректор Лариса Горчаковская. В НПФ «Сафмар» (входит в Ассоциацию НПФ) также «одними из первых» начали информировать граждан о незафиксированной части инвестдохода, рассказала его представитель. Впрочем, как видно из статистики прошлого года, данная мера не помогает: более 99% всех заявлений о переводе приходилось на досрочные, а значит, с потерей инвестдохода. Эта мера почти не действует, признают в неформальных беседах представители различных НПФ.
НАПФ рекомендует внести изменения в документы, которые либо еще не приняты, либо требуют доработки,— в типовой договор об ОПС и базовый стандарт по защите интересов и прав клиентов. Сейчас действует типовой договор от 2013 года, утвержденный Минтрудом. Сейчас за этот документ отвечает ЦБ, однако подготовленный в марте проект договора до сих пор не принят. Работа над анонсированным ЦБ базовым стандартом (см. “Ъ” от 23 октября 2017 года) продолжается, но как признает источник “Ъ”, близкий к разработчикам, «процесс идет очень медленно», в то время как до завершения переходного периода осталось всего пять месяцев. К тому же, даже если до конца года эти документы будут приняты, настораживает рекомендательный характер обращения к текущему страховщику. Все эти предложения, рекомендации и встречи в ЦБ — «ритуальные танцы», говорит один из контрагентов НПФ. «Все делают вид, что работают для защиты клиентов: и НПФ, и ЦБ. На самом деле всем нужно лишь формально отчитаться о защите клиента»,— говорит другой контрагент НПФ. «Говорить о механизмах и формах применения предложений по информированию граждан преждевременно до утверждения их самими СРО»,— заявил представитель регулятора и отметил, что СРО должны самостоятельно «выбрать механизмы реализации рекомендаций».
обсуждение