При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин связал риск рецессии в экономике РФ в ближайшие годы с надуванием пузыря на рынке потребительского кредитования, но глава ЦБР Эльвира Набиуллина с ним не согласилась, назвав такие выводы ложными.
Орешкин сослался на данные ЦБ, где говорилось, что 56% всех кредитов, выданных в четвертом квартале 2018 года, выданы домохозяйствам, у которых текущий платеж по долгу к совокупному доходу - выше 40 процентов.
“Это очень тяжелая ситуация... сейчас, я считаю, что у нас перекос произошел в сегменте потребительского кредитования, это несет социальные риски и, конечно, несет риски для экономики”, - сказал Орешкин, выступая на сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
“Мое мнение заключается в том, что наивысший риск рецессии в России в ближайшие годы мы можем получить именно из-за проблемы пузыря в потребительском кредитовании”, - добавил он.
Темп роста потребкредитования - 30 процентов в годовом выражении - он назвал “абсолютно неустойчивым”; это сильно превышает темпы роста доходов населения.
“Учитывая дюрацию портфеля, которая у нас есть - 2-3 года - если ничего сейчас не делать, в 2021 году мы можем из-за этого фактора и рецессию получить”, - сказал Орешкин.
Набиуллина сказала, что “абсолютно не согласна с этим тезисом”.
“Конечно, потребительское кредитование растет высокими темпами, и мы его пытаемся охладить”, - сказала она.
“Но совершенно ложно, неправильно, считать, что сейчас уже есть риски финансовой стабильности, или риски пузыря. Да, темпы роста высокие, но темпы роста такие же, кстати, как у ипотеки, ровно такие же, и доля долга домохозяйств в экономике всего 14% ВВП. Сравните с долгом домохозяйств в других странах, этого достаточно. Поэтому рисков финансовой стабильности нет”, - сказала Набиуллина.
ЦБР уже три раза повышал коэффициенты риска для банков по кредитам с высокими ставками.
“Нам говорят - у вас нет эффекта совсем, потому что кредиты продолжают расти. Да, кредиты продолжают расти, но банки создали дополнительные буферы капитала”, - сказала Набиуллина.
ЦБ вводит с 1 октября 2019 года показатель долговой нагрузки для населения, “чтобы избежать накопления долговой нагрузки на не очень платежеспособных заемщиках, чтобы проблема роста потребкредитования не превращалась в масштабную социальную проблему”, сказала глава ЦБ.
В России средние необходимые платежи по кредитам со стороны домохозяйств к их доходам - 10%, но если взять выборку тех, кто берет кредиты - это 45%.
“Не очень равномерно распределена долговая нагрузка”, - сказала Набиуллина.
Она также опровергла высказывания Орешкина о том, что нужно зажимать потребкредитование и за счет этого банки увеличат корпоративное кредитование.
“На мой взгляд - это иллюзия абсолютная, потому что для банков сейчас маржинально потребкредитование, ипотека менее маржинальна, но банки этим занимаются”.
Банкам понятны риски населения, а для наращивания корпоративного кредитования нужно, чтобы риски в этом секторе снижались и стали понятны перспективы экономического роста компаний, добавила глава ЦБ.
“Люди берут кредиты сейчас не от хорошей жизни... это не увеличение уровня жизни, они этим поддерживают свой уровень жизни в условиях не очень высокого темпа роста доходов и конечно надо думать об этом. Первопричина, почему люди идут за кредитами, не очень обеспеченные - это люди с низкими доходами - это экономическая проблема”.
обсуждение