При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Эксперты Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, отвечающие за подготовку рейтинга Doing Business, учли не все уже осуществленные в России реформы, это дает основания рассчитывать на дальнейшее улучшение позиции, считает глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
Очередной рейтинг ВБ и IFC был опубликован в среду. Россия поднялась на четыре строчки - с 35-го на 31-е место. Майские указы 2012 года ставили задачу в 2018 году войти в топ-20 (при этом начинался этот путь из второй сотни рейтинга), формально она не выполнена, хотя Россия и оставила позади такие страны, как Швейцария, Япония, Франция.
"Выросли мы в этом году до 31-го места, поднялись на 4 позиции. Выросли не только по позиции, но и по дистанции от лучшего результата (distance to frontier, агрегированный абсолютный показатель рейтинга), у нас разница 9,22 балла. Общий результат меряется из 100 баллов по каждому рейтингу, 100-бальное значение - лучшая страна по каждому направлению. Лучшая страна в среднем это Новая Зеландия - 86,3 балла, мы отстаем на 9,2 балла", - сказал журналистам М.Орешкин, добавив, что у России самая сильная позиция в БРИКС. По трем направлениям из десяти Россия в топ-20: подключение к электросетям, регистрация собственности, обеспечение исполнения контрактов.
"Нам удалось добиться от Всемирного банка, довольно тяжелые дискуссии были, включения ряда реформ (в рейтинг), часть из которых проводилась еще в 2016 году", - сообщил министр.
Авторы рейтинга не могут учесть заявленную властями реформу, если опросы частного бизнеса показали, что на деле изменений не произошло или их недостаточно, пояснял ранее ВБ.
"У нас есть хороший задел, чтобы в ближайшие годы динамику позитивную продолжать, у нас есть большое количество реформ, которые мы сделали в 2017-2018 годах, но которые еще Всемирным банком не признаны. Они должны еще "повариться", чтобы быть учтенными. Если бы все реформы, которые мы провели, объективно учитывались, то в двадцатке уже были бы. По расчетам - на 18-м месте, но это уже вопрос того, как мы будем работать в предстоящие годы с точки зрения рейтинга, чтобы добиться признания и проведения дополнительных реформ и изменений", - заявил министр.
Задача президентского указа 2012 г - войти в двадцатку - во много решена, считает М.Орешкин. "31-е место не так далеко от 20-го, особенно если учесть, что стартовали со 124-го. Но вопрос, почему мы не вошли в топ-20 - первая, главная история связана с тем, что в 2015-2016 годах мы немного хватку ослабили. В какой-то момент в 2016 году мы теряли по количеству баллов из сотни, просаживались вниз, даже место терялось", - отметил министр.
"У нас ведется внутренний расчет. Мы понимаем, где бы мы были, если бы все реформы, которые, по нашему мнению, объективно проведены и уже влияют реально на административные процедуры, учитывались", - сказал М.Орешкин, подчеркнув, что виртуальное 18-е место - это не позиция, где Россия должна быть уже сейчас, а оценка имеющегося на данный момент потенциала.
"Вывод не в том, что Всемирный банк что-то неправильно посчитал, они считают по методологии и оценивают так, как они оценивают. Но это именно тот потенциал, который мы, особенно в последние два года, заложили, и который должен быть реализован в ближайшие несколько лет, поэтому цель вхождения в двадцатку сохраняется и с высокой вероятностью будет реализована", - сказал чиновник.
С точки зрения накопленного потенциала реформ, большой шаг вперед Россия может сделать в международной торговле, считает глава Минэкономразвития (сейчас РФ на 99-м месте). "Хотя с точки зрения показателя результат выглядит скромным, считаем, что намеченные изменения, а также темп их внедрения позволят существенно повысить качество и скорость таможенного администрирования. И не только по тем маршрутам, которые оцениваются Всемирным банком, но и в целом по стране, что является более важным для состояния делового климата в России", - добавил замглавы Минэкономразвития Тимур Максимов, чьи слова приводит пресс-служба ведомства.
В целом показатели России в Doing Business будут продолжать расти, задача на ближайшие годы - вхождение в топ-20, но рейтинг Всемирного банка - не единственный объективный критерий, сказал министр.
"На инвестклимат смотреть надо шире. Не только с точки зрения административных процедур, но и в целом. Многие системные меры были прописаны в инвестплане, который сейчас реализуется. Все, что связано с Doing Business, это всего лишь маленькая часть инвестклимата, по двум причинам. Потому что инвестиционный климат это очень широкое понятие, административная процедура занимает часть этого спектра. DB учитывает не все административные процедуры, которые есть в экономике, плюс у него ограниченный охват с точки зрения региональной структуры (для России учитываются показатели Москвы и Петербурга). Поэтому хорошо, что мы в рейтинге растем, но на всю историю с инвестиционным климатом смотрим гораздо шире. Механизм трансформации делового климата уходит за пределы того охвата, который есть у рейтинга", - отметил М.Орешкин.
Что касается тех направлений, по которым ВБ обратил внимание на недостатки ("Международная торговля", "Разрешение проблемы неплатежеспособности", "Защита миноритарных инвесторов"), то, по словам М.Орешкина, по каждому из них "есть подборка реформ, которые не учтены пока". Особое внимание ВБ обратил на слабую ответственность директоров компаний за свои действия (2 из 10 баллов). "У нас сейчас готовится отдельная история по изменениям в системе корпоративного управления. Каждый элемент рейтинга - это отражение более системной работы по разным направлениям. По корпоративному управлению тоже будут изменения", - сказал министр, не уточнив, какие именно.
Отвечая на вопрос, почему в новом майском указе нет упоминаний Doing Business, глава Минэкономразвития отметил: "Ситуация очень простая - у нас есть национальные цели развития по экономическому росту, в Основных направлениях деятельности правительства сейчас прописано создание моделей по достижению целей развития. Существует методика того, как эти модели достижения целей готовить. Экономический рост разбивается на три крупных истории - достижение определенного уровня занятости в экономике, уровень инвестиционной активности и динамика производительности труда. Поэтому все, что связано с DB, это часть работы по обеспечению необходимого уровня инвестиций в экономике".
"Если посмотрите план по повышению инвестиций, там механизм трансформации делового климата записан отдельной историей, и механизм трансформации делового климата косвенно влияет на рейтинг в DB. Мы не ставили себе задачу повышения рейтинга DB, у нас, на самом деле, одна из главных идей, что место в DB не является самоцелью, а вхождение в двадцатку станет следствием нашей более обширной работы по целому спектру направлений, которые частично пересекаются с DB, но они гораздо шире. Если будем делать то, что уже запланировано, и выполнять цели по увеличению инвестиционной активности в экономике, которые поставили, место в DB придет само по себе. Я считаю, что неправильно его ставить целью и важной государственной задачей. Государственная задача - это повышение инвестиций, а не обеспечение позиций в каком бы то ни было рейтинге", - заключил министр.
В следующем рейтинге, по прогнозу Минэкономразвития, ВБ может учесть уже реализованные в России реформы в части получение разрешений на строительство, доступности госуслуг в электронном виде для застройщиков, упрощение проведения инженерных изысканий, снижения стоимости техприсоединения к энергосетям и срока присоединения, уточнения оснований для освобождения заложенного имущества от автоматической приостановки или моратория на процедуры обращения взыскания, электронного декларирования, оптимизации процедур экспорта и импорта в морском порту "Большой порт Санкт-Петербург" и ряд других.
обсуждение