Хотя по многим показателям экономика страны еще не дотянулась до уровня 2012 года, графики ЦМАКП дают шанс увидеть то самое дно, о котором с начала кризиса неоднократно говорили чиновники. Например, самый низкий показатель инвестиций в основной капитал, опять же по сравнению с 2012 годом, был продемонстрирован в третьем квартале 2015 года (88,3%). Самыми низкими реальные располагаемые доходы населения были в апреле 2017-го – 91,8% от уровня 2012 года.
А дно в обороте розничной торговли сейчас прослеживается в декабре 2016-го – 0,3%.
Но можно ли говорить о выходе из кризиса, если по важнейшим показателям мы не вернулись на уровни, которые были в 2012 году? Опрошенные «НГ» эксперты призывают к осторожному оптимизму при формулировании ответа.
«Сравнение с 2012 годом довольно случайное, в следующий раз мы будем сравнивать уже с 2015-м, – сказал «НГ» ведущий эксперт ЦМАКП Игорь Поляков. – Что касается таких конкретных показателей, как, например, инвестиции, то они вряд ли будут расти так, как в первом полугодии 2017-го, а результаты второго полугодия призывают к большей сдержанности оценок».
«Из кризиса 2008 года Россия выходила резко. Сейчас же наблюдается переход в стагнацию, что может затянуться на неопределенный срок, – пояснил «НГ» управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. – Говорить о том, что российская экономика вышла из кризиса, пока рано. Только за последние три года уровень реальных доходов населения упал более чем на 15%, и пока тенденций к тому, чтобы начался их стабильный рост, не наблюдается».
«Корректнее говорить не о кризисе, который обычно характеризуется стремительным, но кратковременным падением экономических показателей, а затем столь же быстрым восстановлением, а о рецессии, когда экономика страны ложится в долгий и очень пологий подъем», – считает аналитик «Финам» Алексей Коренев.
Кроме сельского хозяйства, где сильнее, чем в других отраслях, сработал эффект импортозамещения и наблюдалась активная поддержка со стороны государства, Коренев отнес к наиболее динамичным секторам экономики розничное кредитование, и в первую очередь – ипотечное. «Это вызвано не только рекордным снижением ипотечных ставок, но и влиянием отложенного спроса на фоне позитивных настроений в обществе, которые вызваны способностью страны работать и развиваться даже в столь непростых условиях», – сказал Коренев.
«Выход из кризиса – это процесс, и он, очевидно, медленно, но набирает обороты, судя и по статистическим показателям, и по личному опыту общения в бизнес-среде, – уверяет шеф-аналитик компании TeleTrade Петр Пушкарев. – С января 2016-го стабильно увеличивается экспорт, причем не только в денежном выражении, но и в объемах. Меняется его структура: доля несырьевого экспорта превышает по некоторым оценкам 20%. Переживает подъем сфера химических технологий, производство волокон и продукции из них – выше докризисного уровня. Внедрение технологий, инфраструктурные проекты вокруг китайского «Шелкового пути», совместные проекты по сжижению природного газа и многие другие проекты – это все наработка качества, которое неизбежно выльется в количество в течение последующих лет».
Пушкарев отмечает и изменение модели поведения потребителей. «Сберегательно-накопительный подход уже не аксиома. С ноября растут розничные обороты в торговле непродовольственными товарами, и эти темпы обгоняют инфляцию. Люди начали позволять себе некоторые послабления, дополнительные покупки», – сказал эксперт.
Достаточно оптимистичен и аналитик eToro Михаил Мащенко. «Несмотря на все существующие проблемы в целом в экономике, некоторые ее секторы показывают неплохие результаты. Во время затяжного кризиса обрабатывающая и производственная промышленности не только не пострадали, но, к примеру, за последний год выросли на 1,5–2% в регионах и на 3–4% – в Москве и Санкт-Петербурге, – говорит Мащенко. – Розничные продажи в большинстве регионов после отката к уровням 2005–2008 годов сумели восстановиться и теперь аналогичны цифрам 2014-го».
обсуждение