При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Глава ЦБ Турции Мурат Уйсал придерживался курса на снижение ставок с тех пор, как президент Тайип Эрдоган назначил его на эту должность и поручил вывести страну из рецессии и валютного кризиса.
Однако сейчас, когда курс лиры упал из-за пандемии коронавируса, некоторые трейдеры и аналитики ожидают, что Уйсал начнет повышать ставки, чтобы избежать еще более глубокого кризиса.
Эрдоган неоднократно повторял спорное мнение, что высокие ставки приводят к инфляции, и уволил предшественника Уйсала за неподчинение его указаниям.
ЦБ Турции пока не прокомментировал ожидания подъема ставок или вопрос о политическом давлении. На прошлой неделе Уйсал сказал, что политика центробанка соответствует прогнозам инфляции, а ранее говорил о независимости политики регулятора.
Инвесторы, аналитики и источники, близкие к турецкому ЦБ, говорят, что повышение ставки для предотвращения падения лиры станет самой крайней мерой.
Администрация Эрдогана не была доступна для комментариев, представитель министерства финансов пока не ответил на просьбу о комментарии.
После того, как центральный банк менее чем за год снизил ставку до 8,25% с 24%, такой быстрый разворот, скорее всего, потребует молчаливого одобрения правительства, говорят аналитики.
Тем не менее трейдеры денежного рынка в последние дни увеличивали ставки на то, что у главы ЦБ, в июне взявшего паузу в продолжавшемся год агрессивном снижении ставки, нет другого выбора, кроме как ужесточить денежно-кредитную политику в ближайшее время, чтобы избежать второго валютного кризиса за два года.
В четверг лира обновила исторический минимум и с начала года упала в паре с долларом почти на 20%, несмотря на то, что американская валюта сама демонстрирует слабую динамику.
Ключевая ставка ЦБ Турции составляет 8,25%, но рынок ожидает её повышения на 250 базисных пунктов до конца года. Аналитики Goldman Sachs прогнозируют менее существенное повышение - на 175 базисных пунктов.
Некоторые опасаются, что в самом негативном сценарии центробанк сократит интервенции для поддержки нацвалюты по мере сокращения резервов, что вызовет дальнейшую девальвацию валюты и рост дефицита счета текущих операций.
“У нас много ингредиентов для полномасштабного кризиса, - сказал старший экономист Pictet Asset Management Николай Марков. - Надежда на то, что центробанк будет проводить более превентивную политику”.
Инфляция в Турции составляет около 12%, и в результате реальные ставки для держателей депозитов в национальной валюте остаются глубоко отрицательными, что только усугубляет падение лиры.
Тем временем у Анкары не остается альтернатив денежно-кредитной политике.
Валовые золотовалютные резервы центрального банка сократились в этом году до $51 миллиарда с $81 миллиарда, показывают официальные данные.
Данные и расчеты трейдеров показывают, что падение отчасти связано с тем, что ЦБ и государственные банки с прошлого года продали около $110 миллиардов для стабилизации лиры, причем продажи ускорились в последние недели.
Попытки Анкары получить финансирование от Федеральной резервной системы США и других центробанков увенчались лишь сделкой с Катаром.
Повышение ставок возможно только в том случае, если не удастся найти новых источников зарубежного финансирования, сказал высокопоставленный турецкий банкир, добавив:
“Мы не ожидаем повышения ставки, только если не останется другого выбора”.
обсуждение