При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Роль, сложность структуры и новизна практик платформенной экономики требуют бережного подхода к организации взаимодействия государства, общества и игроков соответствующих рынков, – к такому выводу пришли участники круглого стола «Будущее цифровых платформ и экосистем: поиск разумного баланса регулирования», проведенного под эгидой Ассоциации цифровых платформ (АЦП).
В рамках обсуждения, состоявшегося 2 декабря 2024 года в Москве, свои точки зрения высказали представители минэкономразвития, минцифры, минпромторга, Банка России, ФАС, ФНС, Госдумы, Центра стратегических разработок, РСПП, профильных ассоциаций, компаний-участников АЦП, а также экспертного сообщества.
Участники высоко оценили вклад цифровых платформ в приращение общественного блага в нашей стране. Среди прочего были отмечены: поддержание рынка труда и развитие занятости населения за счет возможности получения дополнительного заработка в удобном формате, включая удаленную работу; развитие малого и среднего предпринимательства (в частности, к МСП относятся 80% продавцов на платформах), а также микропредприятий, получивших возможность быстрого выхода на рынок; обеспечение реализации экспортного потенциала и практически мгновенный доступ предложения на «федеральную полку»; обеспечение доступа к широкому ассортименту товаров и услуг для жителей удаленных регионов; снижение эффекта санкционных ограничений через поддержание доступности привычных товаров.
В качестве приоритетных сфер для совершенствования регулирования были выделены платформенная занятость, налоговое администрирование, а также взаимодействие платформ и трудовых мигрантов.
В первом случае было признано целесообразным законодательно урегулировать уникальный, свойственный только цифровой экономике эффект триады (оператор цифровой платформы, продавец/исполнитель и покупатель/заказчик), отделить платформенную предпринимательскую деятельность от других форм двусторонних отношений, закрепить четкий правовой статус «платформенных занятых».
Во втором – оптимизировать информационный обмен между платформами и государством, включая внедрение единого стандарта для этого обмена, а также обеспечить профилактику налоговых нарушений путем информирования налоговыми органами налогоплательщиков о рисках их поведения через личные кабинеты на платформах.
В третьем – привлечь АЦП к разработке «цифрового профиля» мигранта для выработки механизмов интеграции цифровых платформ с государственными базами данных, унифицировать требования при подключении трудовых мигрантов к работе через цифровые платформы, автоматизировать проверку документов и сведений.
«Важно избежать жестких ограничений и избыточного вмешательства в бизнес-процессы, не сломать бизнес-модель и защитить права участников: продавца, покупателя и оператора платформы», – отметил Председатель Наблюдательного совета АЦП Андрей Шаронов. – Решением могут стать внедрение лучших практик, разработка отраслевых стандартов, а также применение инструментов саморегулирования. Кроме того, платформенная экономика как явление абсолютно новое нуждается в иных принципах регулирования, которые принято сегодня называть «умным» (smart) регулированием. Это синтез прямого государственного регулирования (нормативных актов), саморегулирования и экспериментального (через него можно отрабатывать новые подходы). Все эти три составляющие в равной степени важны, уравновешивают и дополняют друг друга».
обсуждение