При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Успех политики Федеральной резервной системы (ФРС) и других мировых центробанков в снижении инфляции и ее удержании на низких уровнях ограничил возможности монетарной политики в борьбе с будущими кризисами, считает заместитель председателя ФРС Ричард Кларида.
Кларида отмечает, что низкие доходности облигаций по всему миру, а также действия, предпринятые центробанками для предотвращения возврата к высокой инфляции, отмечавшейся в 70-е и 80-е годы, создали почву для новых проблем.
"Доходности гособлигаций в США настоящее время существенно ниже докризисных уровней, и таким образом, существенно ближе к нижней границе диапазона базовой ставки, чем были до кризиса", - говорится в тексте его выступления, подготовленном для конференции в Цюрихе.
Федрезерв снижал ставку более чем на 5 процентных пунктов (п.п.) в ходе последних нескольких периодов экономического спада. При текущем уровне процентной ставки по федеральным кредитным средствам (federal funds rate) 1,5-1,75% годовых, а также с учетом того, что руководители ФРС не хотят опускать ставку ниже нуля, можно говорить об ухудшении их возможностей в плане поддержки экономического роста с помощью такого традиционного инструмента, как уменьшение ставки, отмечает Кларида.
ФРС расширила свой набор инструментов после финансового кризиса 2008 года, однако, по мнению Клариды, возможности этих инструментов также ограничены.
Снизив ставку почти до нуля в ходе финансового кризиса, ФРС провела несколько раундов выкупа облигаций в течение пяти лет, чтобы поддержать экономический рост. Предпринятые меры привели к снижению долгосрочных процентных ставок, а также стали стимулом для инвесторов покупать рискованные активы, такие как корпоративные облигации, акции и недвижимость.
Оценивая две последние рецессии в США, Кларида отмечает, что доходность десятилетних US Treasuries в эти периоды снизилась примерно на 3,6 п.п. и 3,9 п.п. соответственно. Во вторник доходность десятилетних казначейских облигаций США составляет 1,943%.
"Я, признаюсь, считаю очень маловероятным, что в случае следующего спада, когда бы он ни произошел, доходность десятилетних US Treasuries может опуститься примерно на такую же величину", - заявил Кларида.
Тот факт, что процентные ставки мировых центробанков и доходности гособлигаций держатся на низких уровнях, стал мотивом для пересмотра Федрезервом структуры своей политики, отметил Кларида. Хотя многие домовладельцы, возможно, не считают низкую инфляцию нежелательным явлением, ФРС обеспокоена этим фактором, поскольку ослабление инфляции приводит к снижению номинальных процентных ставок, оставляя центробанку меньше возможностей для стимулирования экономики в будущем.
Центробанки начали вводить первые целевые показатели инфляции в 90-х годах, стремясь создать ожидания как для бизнеса, так и для потребителей, что в будущем темпы роста потребительских цен останутся под контролем и не будут слишком высокими, полагая, что ожидания играют важную роль в стимулировании реальной инфляции.
Федрезерв официально ввел 2%-ный целевой показатель инфляции в 2012 году. Инфляция в США достигала этого уровня лишь в течение нескольких месяцев 2018 года, и в основном держится ниже целевого показателя, что указывает на ослабление инфляционных ожиданий.
В сентябре руководители ФРС оценивали возможность перехода к стратегии, при которой центробанк сможет устанавливать цель для среднего показателя инфляции за несколько лет. При такой стратегии ФРС сможет допускать ускорение инфляции в случае, если в предыдущий год, например, она не дотягивала до цели.
Федрезерв продолжает оценку структуры своей политики и объявит об изменениях, если они будут, в середине следующего года, говорил ранее председатель ФРС Джером Пауэлл.
обсуждение