Понедельник, 18.11.2024
×
Фондовый рынок с Ольгой Коношевской - 17.11.2024

Проблемы с экспортными поставками испытали почти 60% предприятий-экспортеров – опрос ЦБ РФ

Аа +
- -

Подстройка под изменившиеся условия внешней торговли дается российским экспортерам непросто, свидетельствуют результаты опроса, опубликованные в очередном бюллетене Банка России "Региональная экономика".

"В целом, по данным оперативного опроса предприятий, проводимого Банком России, проблемы с экспортными поставками испытали почти 60% предприятий-экспортеров. В том числе 10% экспортеров полностью прекратили поставки за рубеж, еще 35% столкнулись с частичной приостановкой экспорта", - говорится в докладе.

По состоянию на начало августа найти новых покупателей на свои товары смогло каждое четвертое предприятие из числа столкнувшихся с проблемами, то есть 15% от всех экспортеров.

Среди экспортноориентированных отраслей, прямо пострадавших от санкций - металлургия. "В связи с введением ЕС запрета на импорт ряда видов российской продукции металлургические компании потеряли существенную долю внешнего рынка. Предприятия переориентируют экспорт на восточное направление, предоставляя покупателям существенный дисконт. В результате с учетом более значительного транспортного плеча и укрепления рубля для отдельных предприятий экспорт оказывается малорентабелен или даже убыточен", - говорится в докладе ЦБ.

Логистика

Помимо прямого воздействия в виде запретов, санкционные ограничения оказывают и косвенное влияние - в частности, создавая сложности в логистике.

"Смена вектора экспортных поставок приводит к повышенной загрузке восточных и южных направлений. Переориентация торговых потоков сдерживается инфраструктурными ограничениями, в особенности перегруженностью Восточного железнодорожного полигона и морских портов Дальнего Востока. О негативном влиянии этих ограничений на возможности перенаправления экспорта в страны Азии заявили многие угольные предприятия Сибири, лишившиеся из-за введенного в августе эмбарго доступа к европейским рынкам. На Урале экспортеры сталкиваются с аналогичными проблемами. Крупное уральское металлургическое предприятие сообщило, что железнодорожная ветка в направлении Новороссийского порта перегружена, как и сам порт. Также сообщается о сложностях с морскими поставками даже в дружественные страны, которые связаны с отказом основных международных контейнерных перевозчиков от транспортировки российских грузов. Так, уральский производитель машин и оборудования был вынужден задержать свои экспортные поставки в Восточную Африку", - сообщает ЦБ.

Перегруженность железных дорог и морских портов привела к значительному росту цен на перевозки этими видами транспорта, при этом в автомобильных грузоперевозках такого увеличения цен не наблюдалось, отмечается в докладе. Один из респондентов, крупная логистическая компания из ЦФО, связывает этот факт с ростом конкуренции из-за перехода на внутренний рынок компаний, ранее занимавшихся международными перевозками на европейских направлениях.

Из-за трудностей с экспортом у компаний возникает необходимость в расширении существующей транспортно-логистической инфраструктуры. "Угольное предприятие из Хабаровского края в мае впервые осуществило отгрузку продукции с использованием речного транспорта, а крупная компания из Якутии начала реализацию проекта по строительству морского порта и частной железнодорожной ветки до него. Также идет модернизация Восточного полигона железных дорог, реализуются долгосрочные проекты, направленные на увеличение портовых мощностей", - отмечает Банк России.

Расчеты

Еще одним фактором, затрудняющим возможность наращивания экспортных поставок на новых направлениях, служит проблема с оплатой российских товаров внешними покупателями, говорится в докладе. "В результате введенных ограничений компании-экспортеры вынуждены перестраиваться на торговлю в национальных валютах в условиях, когда основная часть мировой торговли осуществляется в валютах недружественных стран. Это временно препятствует возможностям поставок товаров на зарубежные рынки", - обращает внимание ЦБ.

В докладе приводится пример предприятия пищевой промышленности из Кабардино-Балкарии. Оно сообщило, что в данный момент потеряло возможность торговать с покупателями из стран Ближнего Востока в том числе по причине длительного поиска кредитной организации, способной проводить платежи в национальных валютах.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все рынки »
- -
101
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Решит ли ипотека квартирный вопрос? Решит ли ипотека квартирный вопрос? Была у лисицы избушка ледяная, а у зайца – лубяная… Как вы помните, когда лисье и́глу растаяло, началась свара, которую прекратил петух с косой через плечо. Так что квартирный вопрос – дело не только советского прошлого и российского настоящего, корни его куда глубже. Рынки ждут сигналов от Nvidia Рынки ждут сигналов от Nvidia На этой неделе внимание инвесторов будет сосредоточено на результатах Nvidia Corp, которые могут определить дальнейший курс американского фондового рынка. Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России,
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »