При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Подстройка под изменившиеся условия внешней торговли дается российским экспортерам непросто, свидетельствуют результаты опроса, опубликованные в очередном бюллетене Банка России "Региональная экономика".
"В целом, по данным оперативного опроса предприятий, проводимого Банком России, проблемы с экспортными поставками испытали почти 60% предприятий-экспортеров. В том числе 10% экспортеров полностью прекратили поставки за рубеж, еще 35% столкнулись с частичной приостановкой экспорта", - говорится в докладе.
По состоянию на начало августа найти новых покупателей на свои товары смогло каждое четвертое предприятие из числа столкнувшихся с проблемами, то есть 15% от всех экспортеров.
Среди экспортноориентированных отраслей, прямо пострадавших от санкций - металлургия. "В связи с введением ЕС запрета на импорт ряда видов российской продукции металлургические компании потеряли существенную долю внешнего рынка. Предприятия переориентируют экспорт на восточное направление, предоставляя покупателям существенный дисконт. В результате с учетом более значительного транспортного плеча и укрепления рубля для отдельных предприятий экспорт оказывается малорентабелен или даже убыточен", - говорится в докладе ЦБ.
Логистика
Помимо прямого воздействия в виде запретов, санкционные ограничения оказывают и косвенное влияние - в частности, создавая сложности в логистике.
"Смена вектора экспортных поставок приводит к повышенной загрузке восточных и южных направлений. Переориентация торговых потоков сдерживается инфраструктурными ограничениями, в особенности перегруженностью Восточного железнодорожного полигона и морских портов Дальнего Востока. О негативном влиянии этих ограничений на возможности перенаправления экспорта в страны Азии заявили многие угольные предприятия Сибири, лишившиеся из-за введенного в августе эмбарго доступа к европейским рынкам. На Урале экспортеры сталкиваются с аналогичными проблемами. Крупное уральское металлургическое предприятие сообщило, что железнодорожная ветка в направлении Новороссийского порта перегружена, как и сам порт. Также сообщается о сложностях с морскими поставками даже в дружественные страны, которые связаны с отказом основных международных контейнерных перевозчиков от транспортировки российских грузов. Так, уральский производитель машин и оборудования был вынужден задержать свои экспортные поставки в Восточную Африку", - сообщает ЦБ.
Перегруженность железных дорог и морских портов привела к значительному росту цен на перевозки этими видами транспорта, при этом в автомобильных грузоперевозках такого увеличения цен не наблюдалось, отмечается в докладе. Один из респондентов, крупная логистическая компания из ЦФО, связывает этот факт с ростом конкуренции из-за перехода на внутренний рынок компаний, ранее занимавшихся международными перевозками на европейских направлениях.
Из-за трудностей с экспортом у компаний возникает необходимость в расширении существующей транспортно-логистической инфраструктуры. "Угольное предприятие из Хабаровского края в мае впервые осуществило отгрузку продукции с использованием речного транспорта, а крупная компания из Якутии начала реализацию проекта по строительству морского порта и частной железнодорожной ветки до него. Также идет модернизация Восточного полигона железных дорог, реализуются долгосрочные проекты, направленные на увеличение портовых мощностей", - отмечает Банк России.
Расчеты
Еще одним фактором, затрудняющим возможность наращивания экспортных поставок на новых направлениях, служит проблема с оплатой российских товаров внешними покупателями, говорится в докладе. "В результате введенных ограничений компании-экспортеры вынуждены перестраиваться на торговлю в национальных валютах в условиях, когда основная часть мировой торговли осуществляется в валютах недружественных стран. Это временно препятствует возможностям поставок товаров на зарубежные рынки", - обращает внимание ЦБ.
В докладе приводится пример предприятия пищевой промышленности из Кабардино-Балкарии. Оно сообщило, что в данный момент потеряло возможность торговать с покупателями из стран Ближнего Востока в том числе по причине длительного поиска кредитной организации, способной проводить платежи в национальных валютах.
обсуждение