При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Минфин РФ может в будущем подумать о расширении инструментов для инвестирования резервов, заявил в пятницу замминистра финансов Владимир Колычев, выступая на Московском финансовом форуме. На данный момент Резервный фонд не слишком велик, чтобы какую-то его часть инвестировать в не самые быстрые к реализации, не самые ликвидные активы. По мере того, как бюджетное правило будет работать, размер фонда увеличится, тогда можно будет подумать о других инструментах, сказал он.
Но уже сейчас можно сказать, что в любом случае это будут активы, выраженные в иностранной валюте. В противном случае нарушится сопряженность между бюджетными параметрами по бюджетному правилу и параметрами, связанными с внешними балансами. Это влияет на внутренние условия и на их подвижность, чувствительность по отношению к ценам на нефть, которую мы хотели бы как раз этим правилом минимизировать, добавил Колычев.
В настоящее время по закону средства Резервного фонда могут размещаться в иностранной валюте или вкладываться в долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков высокоразвитых стран – США, Великобритания, Германия и т.п. Их рейтинг должен быть не ниже АА- по классификации Fitch-Ratings и Standard & Poor’s; либо не ниже уровня Аа3 по классификации Moody’s. Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) находятся во Внешэкономбанке или в акциях других банков, а часть их, номинированная в валюте, также инвестируется в высоконадежные иностранные финансовые активы.
Фонды находятся в ведении Минфина, а оперативное управление ими осуществляет ЦБ РФ (средства размещаются на его счетах и отражаются в балансе). Учитывая, что цена на нефть падала, а пополнение фондов было затруднено, Минфин в июне выступил с предложением об объединении указанных фондов с целью финансирования источников дефицита бюджета, напомнил доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В.Плеханова Максим Соколов. В этом случае как минимум часть средств ФНБ может пойти на финансирование дефицита бюджета, как и средства Резервного фонда.
АКЦИИ, ЗОЛОТО, МЕТАЛЛЫ
Если все-таки ситуация в экономике стабилизируется, и затыкать "бюджетные дыры" не потребуется, весьма вероятно, что часть средств будет инвестирована в дополнительные инструменты. Основная цель Минфина – это в первую очередь сохранение государственных резервов и получение стабильной доходности при минимальных рисках, вкладывать имеет смысл лишь в высоконадежные инструменты. "Наименее рискованные вложения - это государственные облигации развитых стран, обладающие высоким кредитным рейтингом и ликвидностью. Однако, доходность по таким инструментам при нынешних процентных ставках, как правило, не выше 1-2% в год, отметил директор инвестиционного департамента Инвесткомпании А1 Михаил Беккер.
Среди альтернативных консервативных инструментов можно рассматривать различные индексы облигаций, долговые инструменты ведущих мировых корпораций и т.д. Если резервы увеличатся, со временем можно будет рассматривать и диверсификацию портфеля с вложением в менее консервативные ценные бумаги с целью увеличения доходности: например, акции "голубых фишек", индексы акций и т.д. Например, суверенный фонд Норвегии обладает резервами на сумму 1 трлн долларов и вкладывает в очень широкий спектр активов; он является самым крупным держателем акций в Европе, владея 2,3% акций всех европейских компаний, отметил эксперт.
По мнению Соколова, одним из ключевых инструментов размещения резервов должно стать наращивание объемов золота, в т.ч. монетарного, на фоне формирования механизмов перераспределения резервов между ЦБ и Минфином. "Например, в Китае, где Народный банк Китая является органом исполнительной власти, такая процедура осуществима в директивном порядке, что позволяет с помощью ЗВР эффективно управлять стоимостью национальной валюты на фоне влияния внешних факторов", - привел он пример.
Учитывая широкие ресурсные возможности в нашей стране можно создать, например, фонд металлов, как это сделано в Чили. Медный стабилизационный фонд был создан в 1985 году для стабилизации курса валюты и доходов бюджета. Правительство Чили ежегодно определяет долгосрочную цену на медь и рассчитывает объем перечисляемых в фонд средств.
Однако в России реализация данного инструмента несколько затруднительна, т.к. эти правила применяются к государственной медной компании, являясь, по сути, дополнительным налогом. В нашей стране основные металлургические предприятия зарегистрированы за пределами страны, преимущественно на Кипре. Несмотря на то, что они сформировали собственные стабилизационные фонды, в нестабильной экономической ситуации эти компании являются независимыми, а в кризисных условиях – стратегическими объектами государственной поддержки, констатировал эксперт.
ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ?
Так или иначе, приоритетом при вложении национальных резервов останется не доходность, а надежность. "С учетом высокого спроса в мире на надежные инструменты инвестиций, о высокой доходности речи не идет. Лучшее, на что можно ориентироваться - 1-1,5%", - считает главный экономист БКС Глобал Маркетс Владимир Тихомиров.
"При этом денежные средства (cash) не приносят никакого дохода, а с учетом колебаний курсов валют, можно зафиксировать и отрицательную доходность по резервам. Вложения в высоконадежные и ликвидные госбумаги приносят хоть небольшую доходность, что позволяет снизить риски изменения курсов", - добавил он.
Расширение инструментов для инвестирования целесообразно рассматривать по нескольким причинам: во-первых, диверсификация рисков портфеля; во-вторых, с целью поиска оптимального соотношения риска и доходности. Если просто копить денежные средства и никуда их не вкладывать, они будут постепенно обесцениваться из-за инфляции, согласен Беккер.
В свою очередь, Соколов уверен, что нашей стране необходимо наращивать свое инфраструктурное развитие, вкладывая средства в новые объекты. Часть средств можно было бы потратить на эти цели, а не на вложения в ценные бумаги. Так же, как на Аляске, Кувейте или Норвегии стране необходим Фонд будущих поколений, рассчитанный на использование после исчерпания природных ископаемых либо на резкое падение рентных доходов в связи с развитием альтернативной энергетики и материалов, заключил он.
обсуждение