При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Росфинмониторинг начал рассылать по российским банкам списки сомнительных клиентов, которым те или иные финансовые организации ранее отказывали в обслуживании из-за несоблюдения "антиотмывочного" закона. По данным газеты "Известия", в список вошли около 200 тысяч подозрительных клиентов, как юридических, так и физических лиц. Они могут столкнуться с проблемами при попытке открыть счета или провести банковские операции.
В обмене списками участвует и Банк России, однако обязательными к исполнению они не являются, а носят лишь рекомендательный характер, пишет издание.
Возможность ведения такого списка в принципе не противоречит положениям действующего российского законодательства, уверен юрист бюро "Деловой фарватер" Павел Ивченков. "Так, например, в настоящее время в России существует реестр недобросовестных поставщиков, установленный законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках государственного и муниципального заказа", - напомнил он.
Однако если в случае с данным реестром закон регламентирует порядок исключения информации о недобросовестном лице, то в случае с ведением списка недобросовестных клиентов банка процедура исключения из него совершенно неясна, рассуждает Ивченков. "И это при том, что человек может оказаться там совершенно по ошибке. В таком случае можно будет говорить о нарушении прав, свобод и интересов, гарантированных высшим законом страны – Конституцией РФ", - считает он.
Информационный характер списка при этом совершенно не будет иметь значения. Процедура включения и исключения лиц должна быть закреплена законодателем и известна не только банкам, но и обычным потребителям. В противном случае ни о каком балансе прав и интересов сторон не может быть и речи, добавил эксперт.
В свою очередь, аналитик ИХ "Финам" Богдан Зварич уверен, что ни о какой "черной метке" для клиентов, которых по ошибке могли занести в сомнительные списки, говорить не следует. "Бесспорно, человеческий фактор никто не отменял, и попасть в эти списки могут те, кто ничего не нарушал. Но этот документ – всего лишь рекомендация для банков обратить пристальное внимание на этих клиентов, а не руководство к отказу в обслуживании. Вряд ли ЦБ будет уделять особое внимание осуществившим такие операции кредитным организациям, поэтому контроль остается на совести последних", - отметил он.
Плюсы для банков
Эксперты уверены, что создание такого реестра сможет снизить количество нарушений закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Потенциальные клиенты будут бояться попасть в черный список потребителей банковских услуг, а банки - лишиться лицензий, которые на протяжении последних нескольких лиц аннулируются Центробанком России достаточно часто, полагает Ивченков.
Несоблюдение "антиотмывочного" и антитеррористического законодательства – достаточно частая причина для отзывов лицензий, согласен Зварич. "Как раз оттуда возникли эти списки – ЦБ проводил анализ сомнительных операций, проводившихся в проблемных банках, и выявил лиц, к ним причастных. Поэтому присмотреться к фигурантам списка все же стоит", - считает он.
В целом банки заинтересованы проводить более тщательную проверку лиц, оказавшихся в списке, однако большинство стандартных операций клиентов вряд ли вызовет вопросы. Глубокому контролю могут подвергнуться лишь переводы больших сумм денег, сомнительному контрагенту и так далее.
И вряд ли кому-либо откажут в открытии счета, даже если этот человек или организация находится в списке – банку нужны новые клиенты, поэтому он просто будет более тщательно отслеживать их операции, делают вывод эксперты. При этом обязанность проверять всех других клиентов с кредитной организации не снимается, поэтому сил на андеррайтинг придется тратить больше. В конечном итоге, это будет еще один фильтр, наряду с реестром банковских должников по кредитам.
обсуждение