При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Большинство участников рынка не ждет существенных изменений курса рубля в сентябре, куда российская валюта вползает из августа сильно потрепанная ужесточившейся санкционной риторикой и политикой США против РФ, а также негативными тенденциями развивающихся рынков из-за глобальных торговых войн и финансового кризиса в Турции и Аргентине.
Сентябрь, в отличие августа, подтвердившего в 20-летие российского дефолта звание самого неудачного для рубля месяца, за много лет не так и сумел сформировать какие-либо сезонные тенденции или традиционные для себя тренды на внутреннем валютном рынке.
С 2000 года рубль практически поровну показывал как негативную, так и позитивную итоговую сентябрьскую динамику в паре с долларом, при этом изменения по большей части были незначительными.
В августе же за новейшую российскую историю в основном преобладало ослабление рубля, в частности, по итогам уходящего месяца он теряет восемь процентов против доллара США, при том что нефть марки Brent за этот период выросла в цене на четыре процента.
Поддержкой рублю в предстоящем месяце аналитики называют высокие цены на нефть из-за риска сокращения поставок из Ирана и заявленные Центробанком намерения не покупать валюту на рынке для Минфина до конца месяца, но при этом нестабильность на ЕМ-рынках называется ими основным негативным фактором для рубля в первый осенний месяц.
“В отношении вызовов для рубля, исходящих от неприятия EM- риска, стоит отметить, что проблемы, наблюдаемые в Турции и Аргентине, грозят распространиться и на другие ЕМ-площадки. При этом тема торгового противостояния США и КНР и новый виток пошлинных ограничений лишь усугубляет неприятие риска”, - считает Денис Давыдов из банка Нордеа.
САНКЦИИ: В СЕНТЯБРЕ МИМО?
Тема санкций может на время замылиться и вновь проявиться уже ближе к промежуточным выборам в США 6 ноября, хотя совсем сбрасывать со счетов ее не стоит после того, как всего лишь анонс нового жесткого санкционного законопроекта привел в первой половине августа к распродаже рубля и рублевого госдолга.
Давыдов опасается, что несмотря на комментарии отдельных сенаторов США о высокой загруженности и возможно более поздних сроков принятия решений о санкциях в отношении РФ, отдельные сигналы по этой теме способны приводить к усилению давления на рубль.
“Поддержку рублю по-прежнему будет оказывать отсутствие покупок валюты в рамках бюджетного правила, а также значительные продажи валюты экспортерами на фоне довольно дорогой нефти”, - сказал Юрий Попов из Sberbank CIB, в то же время предупреждая о сохранении покупок валюты иностранными инвесторами и отдельными локальными участниками рынка из-за опасений усиления геополитической напряженности и усиливающегося давления на развивающиеся рынки торговой войны между США и Китаем.
Алексей Погорелов из Credit Suisse считает, что большинство инвесторов уже значительно сократило российский риск, выходя из российских активов с апреля, после введения очередных санкций США, а в отношении новых полагает их риск для рубля во многом преувеличенным, по крайней мере, на горизонте сентября, но допускает негативное влияние от них на российские финансовые рынки ближе к промежуточным выборам в США.
Владимир Миклашевский из банка Данске также предполагает, что санкционный риск будет усиливаться по мере приближения промежуточных выборов в США, и в связи с этим на фоне обсуждения так называемого “законопроекта из ада” он опасается, что пара доллар/рубль может выйти к отметке 69,50 до конца сентября.
Аналогичного уровня доллар/рубль к концу месяца ждет и Давыдов из Нордеа.
Михаил Поддубский из Промсвязьбанка отмечает, что само голосование по законопроектам Конгресса США, ужесточающим санкции по отношению к РФ, может состояться не ранее октября, “и таким образом тема санкций, как минимум на ближайший месяц, останется в подвешенном состоянии”.
По его мнению, к концу третьего квартала возможен возврат пары доллар/рубль в диапазон 65,00-67,00 с учетом фундаментальной недооценки курса рубля.
Такая недооценка заметна на фоне разошедшейся динамики нефти и пары доллар/рубль с начала года (+15 процентов/-15 процентов), в том числе из-за покупок валюты Центробанком для Минфина в счет допдоходов от высоких нефтяных цен, однако регулятор с 23 августа прекратил подобные операции.
“Это решение (приостановить интервенции) делает баланс потоков платежного баланса РФ чрезвычайно благоприятным для рубля, поскольку сумма положительного сальдо текущего счета и ожидаемых погашений со стороны крупнейших компаний будет положительной (в сентябре)”, - считает Погорелов.
ФРС И ЦБР: В ОЖИДАНИИ ЖЕСТКОСТИ
Влияние на курс рубля в первый осенний месяц могут оказать и итоги заседаний ФРС и ЦБР.
От Федрезерва большинство участников мировых рынков ждет повышения ставки до диапазона 2,00-2,25 процента годовых с текущего 1,75-2,00, а также намеки на возможность еще одного ужесточения до конца года, и формально это может сыграть на стороне валюты США и ухудшить позиции и так не пышущих здоровьем ЕМ-валют.
С другой стороны, меняется рыночный сентимент и в отношении ближайших шагов российского регулятора, от которого аналитики уже не ждут смягчения политики и, например, снижения текущего уровня ключевой ставки 7,25 процента годовых, но допускают ужесточения риторики, а некоторые видят риски и повышения в перспективе ставок ЦБ на фоне ослабления рубля и усиления инфляционных факторов.
Погорелов из Credit Suisse полагает, что ужесточение Центробанком денежно-кредитной политики либо за счет изменения риторики пресс-релиза, либо, в самом неблагоприятном варианте, за счет повышения ключевой ставки, должно помочь рублю укрепиться.
Фактором влияния для рубля может стать и тема выплат по всему российскому внешнему долгу, поскольку на первый осенний месяц приходится максимальный номинальный объем погашения в промежутке с июня по ноябрь, вместе с процентами - $9,4 миллиарда, хотя реальные объемы могут быть существенно ниже из-за пролонгаций и рефинансирования.
Давыдов из Нордеа напоминает, что чистые выплаты по оценке ЦБР составят немногим более $4 миллиардов, “но на общем фоне и этот фактор может вносить свой отрицательный вклад” в динамику рубля.
обсуждение