При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
"Русская платина" Мусы Бажаева в середине декабря отправила в Роснедра обновленный технический проект разработки Черногорского платино-медно-никелевого месторождения, сообщили "Интерфаксу" в компании.
Компания рассчитывает запустить добычу на месторождении не позднее января 2021 года, по возможности даже раньше, заявил представитель "Русской платины".
Добычу на Черногорском планировалось начать в 2018 году (первоначальный проект "Русской платины" предполагал запуск в конце 2015 года). Сроки сдвинулись из-за технической ошибки Роснедр - координаты лицензионного участка и горного отвода не совпадали, пояснили в "Русской платине". После устранения неточности "Русская платина" обратилась в Роснедра с новым проектом, прося актуализировать сроки.
Новый проект освоения Черногорского пока не поступал, сообщили "Интерфаксу" в Роснедрах.
В случае одобрения Роснедрами технического проекта у компании будет 36 месяцев на ввод в строй ГОКа на Черногорском мощностью 9 млн тонн руды. Обогатительная фабрика будет перерабатывать 7 млн тонн руды Черногорского (еще 2 млн тонн пойдет на склад) и 2-3 млн тонн руды южной части месторождения "Норильск-1", так как его руда богаче, пояснили в компании.
Перспективы добычи руды в южной части "Норильска-1" сверх уровня 2-3 млн и строительства там фабрики пока не ясны. Первоначально "Русская платина" планировала добывать на обоих месторождениях по 6 млн тонн руды и развивать их параллельно, но позднее решила осваивать сначала Черногорское как проект в более высокой стадии готовности.
Как пояснили в Роснедрах, южная часть месторождения "Норильск-1" должна быть введена в разработку не позднее августа 2023 года. Между тем, отчет недропользователя по ГРР на этом месторождении пока в Роснедра не представлен.
Срок действия лицензии на Черногорское - октябрь 2026 года, на южную часть "Норильска-1" - август 2033 года, уточнили в Роснедрах.
Объем инвестиций в освоение Черногорского месторождения, по данным "Русской платины" - около $1,5 млрд (из которых около $230 млн уже вложено, заявляли в компании год назад). Планируется, что софинансировать освоение будет ВТБ , с которым "Русская платина" заключила меморандум о партнерстве в декабре 2016 года. Тогда стороны не уточняли объем финансирования, но источник, знакомый с деталями, заявил о готовности ВТБ вложить до $400 млн. Инвестиции суммарно в два месторождения оценивались в $4 млрд, потенциальным инвестором называлась китайская Fosun.
Частью соглашения был вход ВТБ в капитал ООО "Черногорская ГРК", "дочки" "Русской платины", владеющей лицензией на Черногорское, с возможностью увеличения доли до 20%. Пока ВТБ приобрел 3%-ный пакет, сообщил представитель "Русской платины". Между тем, согласно данным системы "СПАРК-Интерфакс", 100% "Черногорской ГРК" владеют компании группы "Русская платина" (кипрская "Траймес Холдингс" и ООО "Квинто").
Сроки подписания соглашения о финансировании освоения таймырских месторождений с ВТБ пока неизвестны, сказал представитель "Русской платины". Активнее идет работа по подготовке соглашения по золоторудному проекту "Русской платины" Джеруй (Киргизия), инвестиции в который оцениваются в $600 млн.
Лицензия на южную часть "Норильска-1" предполагает социальные обязательства - реконструкцию детских садов в Норильске, а также строительство автодороги до Игарки, где "Русская платина" намеревалась обустроить грузовой терминал. Для работников "Русской платины" должно строиться или приобретаться жилье.
Эти мероприятия пока откладываются из-за задержки с освоением месторождений, пояснил представитель "Русской платины". Он отметил, что "заранее строить в условиях Крайнего Севера жилье, которое будет еще какое-то время пустовать, бессмысленно". Не определилась компания и с тем, где реконструировать социальные объекты - в Норильске или Красноярске. Представитель "Русской платины" заявил, что по социальным и сопутствующим обязательствам у компании нет разногласий с региональными администрациями или Роснедрами.
В Роснедрах подтвердили, что в настоящее время не располагают информацией о нарушениях "Русской платиной" (Черногорской ГРК) условий пользования недрами, соответственно вопрос о возможном досрочном прекращении лицензии не рассматривается.
Трехлетний срок для ввода Черногорского выглядит не очень реалистичным, считает директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский. "Комбинаты на Быстринском, Наталке строились значительно дольше. За 3 года можно построить крупный горнодобывающий объект за Уралом, но не на Таймыре, где завоз осуществляется сезонно; к тому же, только в том случае, если все профондировано, выбраны подрядчики, закуплено оборудование. Тем более, для "Русской платины" это первый подобный проект", - отметил Сосновский.
Оптимальным вариантом было бы договориться о переработке части руды на мощностях "Норникеля" (активах т.н. Южного кластера, в частности Норильской обогатительной фабрике), считает он. Этому способствует тот факт, что "Норникель" в ближайшие 3-4 года будет активно заниматься экологическим Серным проектом, требующим около $2,5 млрд, и будет менее заинтересован в самостоятельном развитии активов Южного кластера, считает Н.Сосновский. "Возможно, сейчас "Норникель" позитивно отнесся бы к интересному проекту развития Южного кластера, который принесет отдачу от активов уже через 3-4 года, когда к этой теме могла вернуться сама компания", - сказал он.
Между тем, платиновые проекты (во вкрапленных рудах Черногорского месторождения велико содержание платины) сейчас не вызывают такого интереса инвесторов, как раньше, что чревато затруднениями с финансированием, сказал Н.Сосновский. Платина с начала года подешевела на 10%, в сентябре 2017 года этот драгметалл впервые за 15 лет стал дешевле палладия. Падение цены на платину вызвано эффектом "дизельгейта", следствием которого стало снижение спроса на дизельные автомобили, для очистки выхлопов которых применяется платина. Крупнейший мировой дистрибьютор платиноидов Johnson Matthey прогнозирует, что в 2018 году на рынке впервые за 6 лет сформируется небольшой профицит предложения. В 2016 году был дефицит около 500 тыс. унций, в 2015 году - 700 тыс. унций. BMO Capital Markets ожидает 16%-ное падение цены платины в 2018 году и минимум 14%-ное до 2021 года.
"Конечно, негативные факторы могут сгладиться, и для платины наступит положительный цикл, - говорит директор по металлургии и горной добыче Prosperity - но кредит в банке надо брать сейчас, а банкиры не очень вдаются в долгосрочные перспективы, они считают все по спотовым ценам. Если проект при текущих ценах не "летает", их тяжело убедить".
"Русской платине" принадлежат две лицензии на месторождения платиноидов на Таймыре - Черногорское и южную часть месторождения "Норильск-1" (северную часть разрабатывает "Норильский никель" через рудник "Заполярный" и карьер "Медвежий ручей"). Первое месторождение "Русская платина" приобрела у "Онэксима" в 2011 году, второе - выиграла на аукционе в 2013 году. М.Бажаев намеревался до 2019 года инвестировать $4 млрд "с целью создания в России мирового лидера по производству металлов платиновой группы". В разное время "Русская платина" договаривалась о финансировании с Газпромбанком и ВЭБом, но соглашения не были реализованы.
Запасы руды Черногорского месторождения, расположенного в 15 км к юго-востоку от Норильска, составляют 143 млн тонн. Суммарное содержание платиноидов - порядка 4 грамма на тонну. Целевые показатели годового производства оцениваются в объеме около 15 тонн палладия, почти 6 тонн платины и 26 тыс. тонн цветных металлов в год. Запасы южной части "Норильска-1" предварительно оцениваются в 273 тыс. тонн никеля, 378 тыс. тонн меди, а также 12,7 тыс. тонн кобальта и около 518 кг платиноидов. Пока единственным добывающим активом "Русской платины" является россыпное месторождение платиноидов Кондер в Амурской области, разработка которого ведется с 1984 года.
обсуждение