При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России после обсуждения с участниками рынка должен решить, какие сделки “процентный своп” переводить на централизованный клиринг и оставлять ли пороговое значение открытых позиций по таким договорам в 100 миллиардов рублей или повысить его вдвое, сказали Рейтер три участника рынка.
Озаботиться централизованным клирингом внебиржевых деривативов ЦБР вынуждают взятые после кризиса 2008 года странами G20 обязательства; такое регулирование должно повысить финансовую стабильность срочного рынка, где в прошлом не раз возникали пузыри.
“Централизованный клиринг позволит снизить системные риски на финансовом рынке из-за сокращения количества двусторонних сделок между крупными участниками, а также понизит кредитный риск участников торгов, который будет перераспределен на центрального контрагента”, - считает Центробанк.
В первоначальном варианте проекта указания ЦБ были описаны три случая, когда договоры о свопах заключаются только с центральным контрагентом (ЦК): если этот инструмент относится к категории свопов на процентную ставку (MosPrime Rate и RUONIA), сделка заключается не на организованных торгах или сумма обязательств по сделке на конец каждого из трех кварталов подряд превышает пороговое значение в 100 миллиардов рублей.
Однако в ходе обсуждения проекта с участниками рынка ЦБР поступили предложения поднять порог до 200 миллиардов рублей со 100 миллиардов.
“НФА направила в Банк России предложения, эффективные, на наш взгляд, в случае их одновременного выполнения: включить в документ определение хеджирующей сделки для исключения таких сделок из обязательного клиринга, повысить порог до 200 миллиардов рублей”, - сказала Рейтер первый вице-президент Национальной финансовой ассоциации (НФА) Ольга Крючкова.
Также было предложено предусмотреть возникновение такого требования только при превышении порога двумя сторонами и добавить в указание закрытый перечень стандартизированных инструментов, подлежащих обязательного клирингу.
По словам Крючковой, НФА провела ряд обсуждений с Банком России и участниками рынка с целью выработки решений, которые, с одной стороны, позволят выполнить обязательства перед международными организациями по введению нового регулирования, и при этом, с другой стороны, не окажут негативного влияния на функционирование и развитие российского рынка процентных деривативов.
И ТО, И ДРУГОЕ
Регулятор только получил мнение рынка и еще не принял окончательного решения, повышать или нет порог для обязательного клиринга процентных деривативов до 200 миллиардов рублей, сообщила пресс-служба ЦБР в ответ на запрос Рейтер.
“Банк России спросил мнение рынка, мы его представили. Надеемся, дискуссия продолжится”, - сказала Крючкова.
Другие участники рынка считают, что прозрачность рынка деривативов уже достигается за счет предоставления участниками информации о сделках в репозитарий.
А для целей финансовой стабильности, по мнению некоторых игроков, ничего менять не нужно, потому что нет таких рисков.
“Российский рынок процентных деривативов в силу своего небольшого размера не представляет угрозы для финансовой стабильности, поэтому весомых аргументов в пользу введения обязательного клиринга на российском рынке, по мнению ряда участников, пока недостаточно”, - сказала Крючкова.
В качестве более общего и эффективного решения участники рынка видят в том числе полное исключение сделок с нефинансовыми организациями из периметра регулирования.
ЦБР сообщил, что за первый квартал 2019 года в репозитарии НКО Национальный расчетный депозитарий было зарегистрировано 190 таких новых контрактов, что является наибольшим значением в сравнении с предыдущими кварталами. За апрель-май уже зарегистрировано 157 контрактов.
Сумма открытых позиций также растет, достигнув 1,89 триллиона рублей на 1 июня 2019 года, с конца 2016 года объем открытых позиций вырос в 2,18 раза, а с начала 2019 года – на 13%.
ЦБ провел анализ таких сделок и выяснил, что доля сделок, которые потенциально, согласно проекту, могут перейти на централизованный клиринг, последовательно растет на протяжении 2019 года и составляет 37,2%, или 701,6 миллиарда рублей.
По данным Банка России, на 1 июня у четырех участников были открытые позиции, превышающие 100 миллиардов рублей.
“В основном это может коснуться системно значимых банков, к которым надзорные требования уже довольно жесткие”, - сказал Рейтер источник в одном из госбанков.
А если взять на 1 июня 2019 года пороговое значение в 200 миллиардов рублей и применить его для каждой из сторон сделки, то обязанности переводить на централизованный клиринг сделки “процентный своп” ни у кого из участников рынка не возникает, сообщил ЦБР в обзоре финансовой стабильности.
Таким образом, порог в 200 миллиардов рублей позволит ЦБР и выполнить взятые международные обязательства, и по сути, не сильно ужесточать регулирование для ключевых игроков внебиржевого рынка процентных деривативов, у которых появится своеобразный лимит, и риски пузыря будут ограничены, сказал Рейтер источник в банковских кругах.
обсуждение