При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Рейтинговое агентство S&P увидело в сделке по продаже пакета акций Сбербанка правительству фактическое ослабление бюджетного правила, считает отступление России от макроэкономических принципов одним из ключевых факторов, ограничивающих суверенный рейтинг РФ.
"Мы полагаем, что ослабление бюджетного правила, даже если это временная ситуация, может стать первым шагом к ослаблению доверия к новой бюджетной конструкции - доверия, над повышением уровня которого правительство успешно работало в последние годы. Это также подкрепляет нашу точку зрения относительно того, что опыт России с выполнением установленных правил макроэкономической политики остается непростым: правила часто ослабляются или отменяются по мере изменения внутренней или внешней конъюнктуры. Это ограничивает прозрачность и долгосрочную предсказуемость процесса принятия решений, что продолжает оставаться одним из ключевых ограничивающих факторов суверенного рейтинга России", - говорится в обзоре S&P "Играть по правилам или с правилами?".
ЦБ РФ и Минфин ранее договорились о выкупе у регулятора 50% + 1 акций Сбербанка за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Предполагается, что часть полученной прибыли Банк России вернет в бюджет.
"Реализуя предложенную сделку по покупке акций Сбербанка, правительство не нарушит бюджетное правило, поскольку оно будет использовать средства ФНБ, превышающие 7% ВВП, в то время как дивиденды от Банка России формально не будут являться "нефтегазовыми доходами". Тем не менее, с нашей точки зрения, эта трансакция де факто ослабит бюджетное правило, поскольку для финансирования дополнительных бюджетных расходов правительство будет в конечном счете использовать нефтегазовые доходы, что будет противоречить духу бюджетного правила, которое правительство четко соблюдало начиная с 2017 года", - отмечает S&P.
Аналитики агентства считают, что запланированная сделка обеспечит правительству гибкость для использования дополнительных доходов от нее для покрытия части бюджетных расходов, объявленных в январском послании президента РФ Федеральному собранию. "Насколько мы понимаем, использование этих средств таким образом может означать выход за ограничения действующей в настоящее время строгой бюджетной конструкции", - полагают эксперты.
Бюджетное правило предполагает, что дополнительные расходы бюджета могут быть профинансированы только за счет дополнительных ненефтегазовых доходов. В соответствии с этим правилом бюджет верстается исходя из цены на нефть в $40 за баррель (с 2017 года она ежегодно увеличивается на 2%), все нефтегазовые доходы от превышающей этот уровень цены на нефть направляются в ФНБ. Средства фонда можно инвестировать при достижении его ликвидными активами показателя 7% ВВП. Это право должно появиться у правительства в текущем году.
S&P не видит значительных макроэкономических или бюджетных рисков, связанных со сделкой по продаже Сбербанка. "С нашей точки зрения, объем сделки достаточно мал, чтобы привести к резкому скачку инфляции, поскольку дополнительные бюджетные расходы будут осуществлены в течение трех лет. Более того, это даже может способствовать возврату инфляции к целевому показателю в 4%. Сделка также, скорее всего, не приведет к существенному восстановлению зависимости экономических и финансовых условий от динамики цен на нефть, поскольку, с нашей точки зрения, Банк России будет продавать иностранную валюту, полученную от ФНБ, на рынке в течение достаточно продолжительного времени - трех-семи лет", - говорится в обзоре.
Суверенный рейтинг РФ по шкалам Standard & Poor's и Moody's сейчас находится на нижней ступени инвестиционного уровня (соответственно "BBB-" и "Baa3"), по шкале Fitch Ratings - на второй ступени ("ВВВ").
обсуждение