Пятница, 22.11.2024
×
Гиперинфляция? Обвал рубля? Заморозка депозитов? Падение биржи? Потеря доходов? | Ян Арт. Finversia

Саудиты ставят на повышение цен на нефть без потери существенной доли рынка

Аа +
- -

На прошлой неделе Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) провела внеочередное заседание, по итогам которого объявила о соглашении ограничить добычу нефти. Новость удивила трейдеров и аналитиков.

Соглашение, призванное подстегнуть цены на сырьё, по-видимому, будет реализовано за счёт смены настроений на рынке, а не реального снижения поставляемых на рынок объёмов нефти.

После встречи в Алжире ОПЕК выступила с кратким заявлением – 700 слов, не больше. Его основные положения, уместившиеся в два абзаца, или 105 слов, ознаменовали два решения:

(1) Четырнадцать членов ОПЕК договорились ограничить добычу в диапазоне 32,5-33 миллиона баррелей в сутки.

(2) В рамках соглашения будет учреждён высокий комитет, ответственный за контроль выполнения соглашения об ограничении объёмов нефтедобычи отдельными членами ОПЕК и проведение совещаний с производителями вне картеля.

Впервые с июня 2015 года члены ОПЕК согласовали общий уровень объёмов нефтедобычи.

Но тут возникает один очень серьёзный вопрос – отразится ли установление потолка добычи на реальном количестве баррелей, реализуемом членами клуба на рынке.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ НЕФТЕДОБЫЧИ

Что же на самом деле означает установление общего потолка добычи – снижение, заморозку или дальнейший, пусть и сдержанный, рост её объёмов?

Ответ на этот вопрос зависит от разницы между базовым и целевым уровнями добычи, а также от возможных последствий отсутствия соглашения о её ограничении.

В августе общая нефтедобыча членов ОПЕК в среднем составила 33,24 миллиона баррелей в сутки, показали данные сторонних источников, опубликованные в ежемесячном отчёте организации.

Если сравнивать целевой уровень добычи с августовскими объёмами картеля, то речь пойдёт о снижении в диапазоне 250.000-750.000 баррелей в сутки.

Однако члены ОПЕК, включая крупнейшего производителя клуба Саудовскую Аравию, летом нарастили добычу, частично ради удовлетворения возросшего спроса на электроэнергию.

Так, добыча Эр-Рияда с мая по август прибавила порядка 400.000 баррелей в сутки.

Под конец летнего сезона нефтедобыча в королевстве традиционно падает, а вместе с ней пропадает необходимость в сжигании нефти на электростанциях.

До начала лета добыча в ОПЕК составляла порядка 32,25 миллиона баррелей в сутки, не считая 200.000 баррелей в сутки, производимых Габоном, который возобновил членство в организации 1 июля.

Если сравнивать целевой уровень добычи с общими объёмами ОПЕК и Габона, производимыми в преддверии летнего сезона, то речь пойдёт о заморозке нефтедобычи или даже небольшом приросте по сравнению с первой половиной 2016 года.

Поэтому самым точным определением Алжирского соглашения об ограничении нефтедобычи будет скорее заморозка её объёмов, нежели снижение.

САУДИТЫ ПРОЯВЛЯЮТ БОЛЬШЕ ГИБКОСТИ

В соответствии с положениями соглашения, Саудовская Аравия осенью сократит уровень своей нефтедобычи, что она бы и так сделала, судя по предыдущему опыту.

Однако восстановление потолка добычи оставляет мало места для манёвра Ирану, Ливии и Нигерии, ранее заявлявших о временных перебоях добычи.

Поэтому нельзя сказать, что алжирское соглашение поможет справиться с переизбытком предложения на рынке в 2016-2017 годах.

Некоторые члены ОПЕК уже недовольны деталями соглашения. Всё дело в том, что общий потолок добычи не предусматривает квоты для каждой отдельной страны.

Ирак ранее сказал, что сторонние источники статистики ОПЕК не отражают реальный уровень нефтедобычи страны, поэтому он не будет придерживаться соглашения до пересмотра базового уровня.

ОПЕК надеется, что рост спроса на нефть вкупе с ограничением объёмов добычи создаст дефицит на рынке и поможет снизить чрезмерно высокие запасы, накопленные с 2014.

Соглашение говорит о стратегической смене курса Эр-Рияда, который ранее заявлял, что поддержит заморозку только при условии, что все члены ОПЕК и крупнейшие производители вне картеля последуют её примеру.

Теперь Эр-Рияд говорит, что остальные члены ОПЕК, включая Иран, смогут сохранить добычу на "максимальных, но в то же время приемлемых уровнях". На нефтедобытчиков вне картеля, в том числе Россию, соглашение формально не распространяется.

По-видимому, саудиты ехали в Алжир с твёрдым намерением заключить соглашение и показать готовность проявить максимальную гибкость ради его достижения.

НЕУДАЧНАЯ СТРАТЕГИЯ

Судя по всему, именно осознание того, что низкие цены на сырьё не помогут стабилизировать рынок, как официальный Эр-Рияд полагал раньше, подтолкнуло королевство пересмотреть свою позицию.

С 2014 года Саудовская Аравия отстаивала свою долю на мировом рынке нефти, не особо беспокоясь о ценах.

Эр-Рияд надеялся, что снижение цен на сырьё заставит сократить добычу производителей с более высокой себестоимостью и укрепит позиции королевства в долгосрочной перспективе.

Но не тут-то было: растущая добыча в ОПЕК более чем компенсировала снижение объёмов добычи сланцевой нефти США с начала 2015 года.

Потребление нефти резко увеличилось, но не настолько, чтобы переварить те гигантские объёмы и всерьёз приступить к сокращению накопившихся запасов.

Саудовская Аравия считала, что располагает достаточными финансовыми ресурсами, чтобы выстоять затянувшийся период низких цен на нефть, тогда как конкурентам придётся сократить добычу.

Только вот период низких цен затянулся гораздо дольше, чем полагали саудиты в 2014 году, когда разрабатывали свою стратегию, и сегодня предпосылок для того, что цены пойдут вверх, нет.

Падение нефтяных доходов больно ударило по экономике королевства, подтолкнув её, а, может и, столкнув, в рецессию. Сегодня Эр-Рияд вынужден идти на сокращение госрасходов, включая на инфраструктуру и социальные выплаты, а также снижать зарплаты госслужащих.

Золотовалютные резервы королевства сократились на $182 миллиарда (24 процента) с августа 2014 года.

Резервный фонд уменьшился на $53 миллиарда за первые семь месяцев текущего года, даже несмотря на существенное сокращение госрасходов и попытки правительства стимулировать не привязанные к нефти доходы.

Сегодня Эр-Рияд располагает резервами $564 миллиарда и неплохим потенциалом увеличить их за счёт выпуска долговых обязательств.

Но одного этого мало. Саудовской Аравии нужно сохранить внушительную резервную подушку, чтобы обеспечить привязку своего риала к доллару США, ограничить отток капитала и предотвратить массовую распродажу национальной валюты.

В основу тогдашней нефтяной политики королевства легла финансовая нестабильность, вследствие чего она была пересмотрена при новом министре нефти страны.

Это решение продиктовано стратегической сменой курса в правительственных верхах Саудовской Аравии, где последнее слово принадлежит наследному принцу Мухаммаду ибн Салману.

СКРОМНЫЙ РОСТ ЦЕН

Ранее в этом году принц Мухаммад сказал, что Эр-Рияду всё равно, будет нефть стоить $30 или $70 за баррель. Но в последние месяцы саудиты пришли к выводу о том, что цены на сырьё непозволительно низкие, и их это не устраивает.

Поддерживая соглашение об ограничении объёмов нефтедобычи, Саудовская Аравия стремилась показать, что готова снизить свою добычу, даже если другие члены клуба незначительно увеличат объёмы своей добычи.

Похоже, что в своих расчётах Эр-Рияд исходил из того, что больше выиграет от увеличения цен, нежели от числа реализованных на рынке баррелей.

Как бы то ни было, эти расчёты могут быть верны, и их конкуренты действительно не располагают достаточными ресурсами, чтобы нарастить добычу в краткосрочной перспективе.

Ирану практически удалось восстановить добычу до досанкционных уровней, но чтобы существенно её увеличить, Тегерану нужно привлечь серьёзные инвестиции. России, скорее всего, также не удастся нарастить добычу в ближайшее время.

Ливия, судя по всему, так и останется государством-банкротом. Нигерии пока не удаётся обеспечить безопасность своих нефтяных месторождений, то и дело подвергающихся атакам боевиков. А в Венесуэле затянулся острый политический и экономический кризис.

Саудовская Аравия едва ли потеряет значительную долю рынка по отношению к другим членам ОПЕК, если снизит добычу до уровней первой половины 2016 года.

Ограничение собственной добычи может ускорить балансировку рынка нефти и помочь Эр-Рияду нарастить добычу позже, когда запасы начнут снижаться.

Основная угроза – возможное увеличение объёмов добычи сланцевой нефти. Американские производители сланцевого сырья с конца мая запустили более ста новых буровых установок, хотя сам сектор переживает не лучшие времена.

Саудиты, наверное, рассчитывают на то, что рост цен до $50-60 за баррель пополнит бюджет и не приведёт к сланцевому буму.

Алжирское соглашение – авантюра, в которую ввязалась Саудовская Аравия в надежде пусть не намного, но поднять цены на нефть, а вместе с ними и доходы за счёт сокращения объёмов добычи, усиления бычьих настроений на рынке и ускорения его балансировки. При этом Эр-Рияд надеется не потерять значительной доли.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все рынки »
- -
346
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Сигнал тревоги или временные трудности? Сигнал тревоги или временные трудности? Растет число проблемных кредитов. Является ли это предвестником скорого вала банкротств? Ноябрьский PMI сигнализирует об ускорении экономического роста США Ноябрьский PMI сигнализирует об ускорении экономического роста США Индекс деловой активности (PMI) в США достиг 31-месячного максимума, составив 55,3. Этот показатель не только превзошёл октябрьский результат в 54,1, но и оказался самым высоким с апреля 2022 года, внушая надежды на ускорение экономического роста. Основные драйверы улучшения — ожидания более мягкой денежно-кредитной политики, а также оптимизм бизнеса, связанный с избранием Дональда Трампа президентом, который обещает поддержку предпринимательства. Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России,
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »