При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Счетная палата выявила риски фальсификации электронных заявлений принятых Пенсионным фондом о смене негосударственного пенсионного фонда (НПФ) от удостоверяющих центров, сообщает Счетная по итогам проверки переходной компании (из НПФ в ПФР, из ПФР в НПФ и между НПФ) за 2012–2016 годы.
По итогам проверки аудиторы отмечают, что большинство граждан России подавали заявления о смене НПФ в электронной форме. Такая технология реализовывалась агентами НПФ через удостоверяющие центры.
В 2012-2016 годах гражданам практически полностью были недоступны сервисы портала госуслуг и личного кабинета на сайте ПФР для подачи заявлений о смене страховщика. В связи с этим аудиторы отмечают рост заявлений, поступающих в ПФР через удостоверяющие центры в рамках пилотного проекта, который реализуется с 2014 года.
Количество принятых ПФР заявлений о смене страховщика от удостоверяющих центров в 2015 году составило более 67% общего количества, в 2016 году — более 87%, приводят данные аудиторы.
«Проверка принятых ПФР от аккредитованных удостоверяющих центров заявлений о смене страховщика выявила риски фальсификации заявлений от имени застрахованных лиц. Было выявлено несколько схем, препятствующих реализации права граждан на смену страховщика», — сообщает Счетная палата.
В пример, аудиторы приводят установленные массовые поступления в ПФР в один и тот же день двух заявлений от удостоверяющих центров на одно и то же застрахованное лицо. При этом согласно законодательству, при таком условии ПФР должен отказать в рассмотрении заявлений.
Счетная палата считает необходимым проведение специальной проверки действий удостоверяющих центров со стороны Минокомсвязи.
«Риски усиливаются еще и тем, что технология подачи заявления через удостоверяющий центр не исключает возможности неправомерного применения электронной подписи застрахованного лица и его персональных данных, а также оформления заявления без его участия», – отметил аудитор Владимир Катренко.
По его словам, в нарушение закона удостоверяющие центры, участвующие в пилотном проекте ПФР, создавали электронную подпись и выдавали ее без идентификации личности заявителей самим удостоверяющим центром, доверяя данную функцию агентам НПФ.
Возможность подачи заявлений для граждан через портал государственных услуг в полной мере реализована с марта 2017 года, через личный кабинет на сайте ПФР – с августа 2016 года.
обсуждение