При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Поступления в бюджет прибыли ЦБР от сделки с продажей Сбербанка пришли на выручку федеральной казне в апреле, позволив свести баланс с плюсом: без нее дефицит бы составил около 1 триллиона рублей.
Вечером в пятницу Минфин отчитался об исполнении федерального бюджета РФ в апреле с небольшим профицитом 9,5 миллиарда рублей, или 0,2% ВВП, при том, что расходы выросли более чем на 30% по сравнению с мартом. С начала года, по данным министерства, поступления в казну превысили траты на 122,9 миллиарда рублей, 0,4% ВВП.
Апрельская статистика вызывает особый интерес, поскольку охватывает первый полный месяц карантина в России, а данные за этот же период других стран показали резкий рост бюджетных дефицитов.
В России этого не произошло, что удивило аналитиков.
Несмотря на существенное проседание налоговых и таможенных поступлений, обеспечивающих основные доходы казны, в апреле в разы выросли так называемые “прочие доходы” - до 1,13 триллиона рублей с 514,1 миллиарда за весь первый квартал 2020 года и 150 миллиардов в апреле 2019 года.
Свести концы с концами помогли разовые отчисления в казну части прибыли Центробанка, полученной регулятором от продажи Сбербанка - без них дефицит бы составил порядка 1,0 триллиона рублей, написали аналитики ВТБ, ING и Уралсиба.
“Рост ненефтегазовых налоговых поступлений полностью обусловлен трансфертом, связанным со сделкой Сбербанка со стороны ЦБ”, - написал Александр Исаков из ВТБ.
Однако в ближайшие месяцы картина перестанет быть столь радужной. В условиях падения доходов на фоне распространения эпидемии коронавируса и обвала цен на нефть, а также роста расходов на антикризисные меры федеральный бюджет будет глубоко дефицитным, ждут аналитики.
Если цены на нефть Urals сохранятся на текущем уровне, в мае может наблюдаться самая низкая точка нефтегазовых доходов за этот год, ждет Исаков.
Дефицит бюджета появится в мае и в последующие месяцы будет расти, прогнозирует Владимир Тихомиров из БКС.
“Апрельские данные подтверждают то, что и так хорошо известно: первоначальная реакция российских властей на вызванный пандемией кризис заключалась в защите федеральной казны за счет переноса основной антикризисной финансовой нагрузки на бизнес, население и местные власти. Лишь в мае федеральные власти стали постепенно наращивать расходы на поддержку населения и экономики”, - написал Тихомиров.
По оценке Алексея Девятова из Уралсиба, в целом в текущем году доходы федерального бюджета снизятся до 14,4 триллиона рублей с запланированных 20,6 триллиона. С учетом всех мер поддержки суммарный объем расходов в текущем году может составить 22,4 триллиона рублей (19,7 триллиона рублей в бюджете), а дефицит бюджета - 8 триллионов рублей, подсчитал Девятов.
Оценки аналитиков ING скромнее: Дмитрий Долгин ждет увеличения дефицита бюджета по итогам года до 5,0 триллиона рублей.
В прошлом году бюджет был исполнен с профицитом 1,97 триллиона рублей, или 1,8% ВВП.
обсуждение