При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На зарождающемся рынке ICO (Initial Coin Offering, первичное размещение компаний, за которые инвесторы платят в криптовалютах) произошел крупный скандал. За время, прошедшее между предварительной продажей бумаг (токенов) российского IT-проекта SONM инвесторам и собственно ICO, курс криптовалюты сделки — эфира — вырос в семь раз. Инвесторы, купившие доли в компании на ранней стадии, хотели пропорционально увеличить свои пакеты. В SONM к этому оказались не готовы и решили вернуть недовольным около $2 млн.
IT-стартап SONM объявил об успешном завершении ICO на платформе Ethereum, позволившего привлечь $42 млн, 18 июня. SONM (Supercomputer Organized by Network Mining) — IT-стартап, созданный разработчиком Сергеем Пономаревым и химиком Андреем Воронковым. Уже на следующий день после ICO на профессиональных форумах, а затем и на YouTube-канале PRO BLOCKCHAIN появились возмущенные комментарии инвесторов, вложившихся в проект на стадии предварительной продажи (пресейла) 15 апреля. По словам директора по финансам и маркетингу SONM Алексея Антонова, в пресейле приняло участие 167 человек. «Капитализация пресейла была выставлена в эфирах — 10 тыс. эфиров, что соответствовало тогда $500 тыс.,— рассказывает он.— Эта оценка была нормальной для того момента, резких движений курса эфира не было». Однако за прошедшее с апреля время курс эфира вырос в семь раз (с $50 до $350), что и послужило поводом для скандала.
Согласно первоначальным договоренностям, ранние инвесторы в ходе основного ICO получали бонус — вдвое большее, чем у обычных участников размещения, количество токенов (аналог акций у блокчейн-компаний) за вложенные ранее эфиры. Из-за роста курса эфира объем размещения вырос в денежном выражении до $90 млн. «Это не входило в наши планы»,— поясняет господин Антонов. По его словам, можно было либо сократить капитализацию путем допэмиссии, либо увеличить доли тех, кто инвестировал в проект ранее. «Последнее было для нас неприемлемо — на ICO оставалось бы меньше половины токенов»,— поясняет он.
В результате было принято решение увеличить количество токенов в обращении с одновременным снижением их стоимости. Это вызвало недовольство ранних инвесторов, которые рассчитывали получить на ICO полагающийся им бонус. «Те, кто входил на пресейле, получат за один эфир 2424 токена, притом что те, кто вошел на ICO,— 2824 токена. Я, мало того что не получу свою надбавку, вообще получу токенов меньше!» — говорит один из участников пресейла SONM. По словам анонимного инвестора, он удивлен, что компания использует в качестве эталона расчетов доллар, тогда как криптоинвесторы всегда ориентируются только на криптовалюты. «Я понимаю свои риски, но я для этого и участвую в таких проектах, чтоб получать сверхприбыли»,— возмущается он. В компании претензий инвесторов не понимают. «Мы и так частично компенсировали рост курса эфира. Пресейл-инвесторы должны были получить 1212 токенов на один эфир, а получат 2424. О какой недополученной прибыли может идти речь?» — недоумевает господин Антонов.
Впрочем, всем, кто недоволен сложившейся ситуацией, компания уже обещала вернуть вложенные средства. По словам господина Антонова, заявления на возмещение подали порядка 30 человек, почти все они россияне или выходцы из России. Своеобразный бай-бэк обойдется SONM в $2 млн, но компания рассчитывает вернуть часть инвестиций и уже собирает заявки на покупку токенов по текущей цене.
Сложившаяся ситуация нетипична. «Никаких лучших практик в мире пока еще не выработано, поэтому сложно говорить, насколько принятые меры были этичны и адекватны ситуации»,— говорит глава группы по предоставлению юридических услуг для технологических проектов компании Deloitte СНГ Артем Толкачев. По его словам, инвестиции на ICO потенциально могут принести сверхприбыли, однако всегда сопровождаются крайне высокими рисками. В данном случае один из них реализовался, к чему никто не был готов. «Это типичный пример нерегулируемого аналога IPO, который ярко показывает все недостатки отсутствия правового бэкграунда ICO,— указывает сооснователь Bitcoin Fund Анатолий Князев.— Обе стороны конфликта трактуют условия ICO в свою пользу, потому что при подготовке к ICO компания не учла все возможные варианты развития событий. Защититься от этого технологическими методами невозможно».
В данной ситуации SONM выбрал наиболее правильный выход из ситуации, считают эксперты. «Основатели SONM не пошли на сохранение за собой и ранними инвесторами доли более 50% в проекте, что противоречило изначальным условиям, это важно для открытых блокчейн-систем»,— указывает основатель и партнер The Token Fund Владимир Смеркис. Впрочем, и для SONM, и для будущих проектов волатильность криптовалют остается основным риском для реализации ICO, заключает эксперт.
обсуждение