Суббота, 23.11.2024
×
Гиперинфляция? Обвал рубля? Заморозка депозитов? Падение биржи? Потеря доходов? | Ян Арт. Finversia

Сотовые компании получили новый рынок сбыта объемом в миллиарды рублей

Аа +
- -

Необходимость подключения торговых касс к интернету и рост доли безналичных платежей в малом и среднем бизнесе даст сотовым операторам новый рынок сбыта объемом в десятки миллиардов рублей, подсчитали эксперты.

В ближайшие годы в России в связи с изменением законодательства будет расти число терминалов безналичной оплаты, используемых предприятиями малого и среднего бизнеса, и это создаст для банков, производителей терминалов и мобильных операторов «осязаемый новый рынок сбыта», говорится в исследовании консалтинговой компании AC&M (есть у РБК). «Принимая во внимание, что в России уже действует примерно 3,5 млн кассовых аппаратов и их число постоянно растет, потенциал рынка для компаний, предоставляющих решения по приему безналичных платежей, уже в ближайшие годы будет измеряться десятками миллиардов рублей», — отмечают аналитики.

По оценке AC&M, в конце 2016 года на вендинговые аппараты, банкоматы и терминалы для приема платежей приходилось около 14% от всего объема используемых устройствами M2M (machine to machine, коммуникации между машинами) сим-карт, или более 1,5 млн штук. Еще около 100 тыс. сим-карт использовались в торговых точках, но формально не относились к M2M, поскольку были подключены к обычным, а не специальным тарифным планам. Лидерами по количеству обслуживаемых M2M сим-карт на ноябрь 2016 года были МТС (43% от их общего количества), «МегаФон» (35%) и «ВымпелКом» (19%). Всего на конец декабря прошлого года в стране было зарегистрировано 255,6 млн активных сим-карт. При этом количество абонентов — физических лиц в последнее время практически не растет, поскольку потенциал увеличения клиентской базы практически исчерпан.

«Мы оцениваем рост в ближайшие два года в 2–2,5 раза именно по платежным терминалам, так как катализаторами в данном сегменте одновременно выступают и законодательный аспект, и распространение безналичных средств оплаты среди населения», — рассказал РБК управляющий партнер AC&M Михаил Алексеев.

С 1 февраля 2017 года, согласно поправкам к закону «О применении контрольно-кассовой техники», все новые точки продаж должны внедрять кассы нового образца, способные отправлять в режиме онлайн все налоговые данные по каждой операции в Федеральную налоговую службу (ФНС), для чего необходимы фискальный накопитель и выход в интернет. Передача информации проходит через аккредитованных ФНС операторов фискальных данных. С 1 июля 2017 года на такие кассы должны перейти существующие точки продаж, а с 1 июля 2018 года — все, кто ранее не был обязан применять контрольно-кассовую технику, например, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению или торгующие с использованием торговых автоматов.

По данным Банка России, на начало 2017 года в стране работало 1,97 млн электронных терминалов, позволявших проводить безналичные операции с помощью платежных карт. С 2014 года их количество возросло на 43%. На начало года количество онлайн-касс составляло 350 тыс. аппаратов, сообщал в конце апреля замруководителя ФНС Даниил Егоров.

Карты на прилавке

В рамках своего исследования в начале 2017 года AC&M опросила сотрудников 650 случайно выбранных торговых точек малых форматов в Москве, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Нижегородской, Мурманской и Тульской областях. Исследователи посетили рынки, небольшие несетевые магазины, сервисные компании (парикмахерские, салоны красоты, частные стоматологические клиники и т.п.). В результате опроса AC&M пришло к выводу, что доля точек, использующих системы безналичного расчета в 2017 году, достигла почти 10%. Это первое подобное исследование, поэтому динамика показателя неизвестна. Пластиковые карты стали принимать на продовольственных и хозяйственных рынках — это делают не менее 8% опрошенных торговых мест, а в некоторых регионах — до 20%. Среди пунктов общественного питания (кафе, баров, ресторанов) показатель составлял 36%.

У большинства продавцов в самом массовом сегменте — неорганизованной торговле (рынки и маленькие магазины формата «у дома») терминалы безналичной оплаты появились менее года назад. В пунктах общественного питания основная масса терминалов появилась один-три года назад (такой ответ дали 65% опрошенных). Практически все опрошенные индивидуальные продавцы на рынках и в маленьких магазинах использовали беспроводные терминалы для приема платежей. Среди точек общественного питания доля беспроводных терминалов составила примерно 25%, но в AC&M ожидают, что через три-пять лет беспроводных терминалов станет больше, чем проводных, «как это происходит на более продвинутых рынках».

В среднем на безналичный расчет приходилось 10–25% оборота точки, оборудованной терминалом. Однако в AC&M оговариваются, что участвовавшие в опросе продавцы не всегда охотно обсуждали абсолютные цифры оборота. В то же время некоторые опрошенные говорили, что, когда на рынке не работает банкомат, оплата по картам вырастает в 5–6 раз и на них приходится более половины дневной выручки.

В исследовании AC&M отмечается, что рост числа терминалов сдерживается отнюдь не комиссией за эквайринг. «Многие все еще сомневаются, что затраты на приобретение и обслуживание терминала быстро окупятся из того денежного потока, который клиенты готовы осуществлять в безналичной форме», — говорится в исследовании. Содержание беспроводного терминала для приема оплаты с помощью банковских карт обходится в несколько десятков тысяч рублей в год, что сопоставимо с четвертью или даже третью месячного оборота небольшого торгового места на организованном рынке, указано в нем.

С этим соглашается председатель правления СДМ-банка Максим Солнцев. По его словам, банки постоянно работают над тем, чтобы клиенты малого и среднего бизнеса переходили на безналичные расчеты, предлагают решения по сети эквайринга, интернет-эквайринга, но зачастую у самого клиента в этом нет необходимости. Желание малого и среднего бизнеса переходить на безналичные расчеты полностью зависит от типа бизнеса и количества клиентов или работников, которые готовы платить или получать деньги в безналичной форме, говорит Солнцев. «Если это строительный сектор, например, то здесь, очевидно, больше наличного оборота», — отмечает он. На переход на безналичные расчеты легче соглашаются компании с выручкой больше 1 млн руб. в месяц, добавляет банкир.

Шанс для операторов

Четверть респондентов AC&M отмечают, что разветвленная сеть офисов операторов мобильной связи делает их привлекательными контрагентами для малого бизнеса, когда речь идет о торговом эквайринге. Компания напоминает, что МТС и «МегаФон» уже предоставляют банковские услуги, вся сотовая «большая тройка», по данным AC&M, находится в процессе получения лицензий оператора фискальных данных. «По нашему мнению, лидеры рынка вполне могли бы предложить потребителям «коробочное» решение — аппарат, связь, банковские услуги, обслуживание, взаимодействие через офисы розничных продаж. Сейчас этот рынок очень фрагментирован. Операторы могли бы сразу покрыть очень значительную долю спроса за счет комплексного, простого в реализации и удобного продукта для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей», — рассуждает Михаил Алексеев.

Сейчас средняя выручка сим-карты в терминале приема платежей составляет 60–80 руб. «Однако с июля 2017 года ARPU (средний счет одного абонента) сим-карт, которые будут использоваться в контрольно-кассовых аппаратах для транзакций и эквайринга, начнет расти и составит порядка 100–120 руб. в месяц», — прогнозирует Михаил Алексеев. Дело в том, что новые требования для кассовых аппаратов заставят владельцев оплачивать не только базовые тарифы, но и некоторые опции. В частности, время от времени нужно будет обновлять программные продукты, установленные на кассовых аппаратах, что не укладывается в базовый тариф для М2М, объясняет эксперт. В то же время он оговорился, что ARPU сим-карты в терминале приема платежей меньше, чем у абонента-физлица. Операторы не раскрывают ARPU таких абонентов. Общий показатель сим-карт обоих типов, например у «ВымпелКома», по итогам 2016 года составил 307 руб.

Представитель МТС Дмитрий Солодовников подтвердил, что сегмент предоставления комплексных услуг по приему платежей, эквайрингу, оператора фискальных данных и т.п. «действительно очень важен» для компании. «Мы активно развиваем это направление совместно с компаниями группы, МТС-банком и NVision (IT-интегратор)», — сказал Солодовников, не став обсуждать детали. По словам представителя «МегаФона» Юлии Дорохиной, компания не получала лицензию оператора фискальных данных, но заручилась поддержкой партнера компании, уже имеющего подобный статус, — OFD.ru. «Комплексное предложение от «МегаФона» включает в себя услуги OFD.ru, удобный интерфейс дистанционного управления сим-картами, а также специальный тариф для касс», — отметила она. Однако вопрос, интересен ли компании сегмент беспроводных терминалов оплаты, представитель «МегаФона» комментировать не стала.

Исполнительный вице-президент по развитию корпоративного бизнеса «ВымпелКома» Арташес Сивков сообщил, что оператор планирует дополнить портфель сервисов для малого бизнеса, в том числе внедрения онлайн-касс. По его словам, лицензия оператора фискальных данных даст возможность компании предоставлять комплексные услуги владельцам малых предприятий.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все рынки »
- -
365
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Сигнал тревоги или временные трудности? Сигнал тревоги или временные трудности? Растет число проблемных кредитов. Является ли это предвестником скорого вала банкротств? Ноябрьский PMI сигнализирует об ускорении экономического роста США Ноябрьский PMI сигнализирует об ускорении экономического роста США Индекс деловой активности (PMI) в США достиг 31-месячного максимума, составив 55,3. Этот показатель не только превзошёл октябрьский результат в 54,1, но и оказался самым высоким с апреля 2022 года, внушая надежды на ускорение экономического роста. Основные драйверы улучшения — ожидания более мягкой денежно-кредитной политики, а также оптимизм бизнеса, связанный с избранием Дональда Трампа президентом, который обещает поддержку предпринимательства. Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России,
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »