При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Как стало известно “Ъ”, РСА направил в ЦБ предложения по изменению ряда указаний Банка России — о требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении ОСАГО и о требованиях к бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков. Как следует из предложений страхового лобби (есть в распоряжении “Ъ”), страхователем сможет выступать только владелец транспортного средства (ТС) (сейчас такого ограничения нет), и при оформлении договора страхования ему придется вводить все данные вручную, исключив загрузку сканов документов на сайте страховщика (сейчас страховщики принимают электронные копии документов). При этом время покупки полиса предлагается ограничить 90 минутами.
На рынке говорят о распространенности практики, при которой страхователи или посредники в графическом редакторе либо сразу меняют данные для получения скидок (например, меняя территорию регистрации ТС), либо оформляют самый дешевый полис, а для его распечатки исправляют данные, использованные для снижения цены. По действующему порядку такой полис считается действительным, и страховщик в случае ДТП обязан произвести по нему выплату — и только потом направить регрессное требование к автовладельцу, исказившему данные.
Предложения РСА содержат исключение регресса и положение о том, что страховщик, обнаружив неверные данные, «имеющие существенное значение для определения степени страхового риска», просто прекращает действие полиса.
Кроме того, страховщик получит право проверять данные страхователя не только в базе РСА, но и в других публичных базах данных. К таким источникам, в частности, относятся интерактивные сервисы федеральных и региональных органов власти, общедоступные источники персональных данных и официальные данные заводов-изготовителей. Если проверку не удается пройти, клиента пригласят в офис страховщика для покупки полиса очно. Также в оформлении электронного полиса предлагается отказывать, если у страховщика есть информация о нарушении страхователем «требований законодательства, ПДД или совершении операций по легализации» (имеется в виду антиотмывочное законодательство).
Кроме того, РСА просит ЦБ ввести так называемую франшизу в 72 часа — то есть отложить старт действия полиса с момента его покупки онлайн. Это делается для того, чтобы исключить случаи покупки ОСАГО сразу после аварии. Наконец, РСА просит ЦБ смягчить требования к сайту страховщика ОСАГО — снять запрет на восстановительные работы в дневное время, исключить положение о максимальном времени восстановления доступности сайта в восемь часов с момента выявления проблем на сайте и убрать обязательные счетчики с указанием времени, оставшегося до восстановления сайта, в режиме обратного отсчета.
По данным президента РСА Игоря Юргенса, выплаты по договорам, заключенным мошенническим путем онлайн, составляют около 3 млрд руб.— это 10% от годовых потерь страховщиков по судебным выплатам. При этом, по данным ЦБ, по итогам 2017 года доля страховых премий по договорам е-ОСАГО выросла до 12,8% от совокупных взносов по ОСАГО — то есть распространенность мошенничеств в электронном обязательном страховании ниже, чем в среднем по рынку. Однако именно распространение е-ОСАГО стало причиной снижения средней стоимости полиса до 5,8 тыс. руб. с 6,1 тыс. руб. годом ранее и сокращения годовых сборов ОСАГО (минус 5,2% за 2017 год). Таким образом, ограничивая продажи е-ОСАГО, страховщики стремятся защититься от вынужденных продаж наименее прибыльных полисов. В самом ЦБ “Ъ” сообщили, что тут изучают предложения РСА, отказавшись от подробных комментариев.
В свою очередь, защитники автомобилистов указывают на неудобства для водителей, которые возникнут в случае, если ЦБ поддержит предложения рынка. «С отказом от предоставления сканов документов я согласен,— говорит президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин,— я слышал, что исправления в графическом редакторе стали предметом мошенничества, и это приносит убытки страховщикам, но в части трехдневной задержки вступления полиса в силу — и, соответственно, возможности легально ездить — я вижу создание сложностей для водителей». Возможность же купить полис в офисе страховщика (в этом случае отсрочка не применяется) поможет не всем — в определенных регионах до сих пор есть проблемы с доступностью полисов, говорит господин Ханжин.
обсуждение