При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Страх не успеть в сжатые сроки после истории с космодромом Восточный, невыгодные условия и политические риски из-за близости с аннексированным Россией Крымом оставили проект строительства электростанции в Краснодарском крае без инвесторов.
РФ объявила в этом году конкурс, чтобы к концу 2018 года построить на юге России 450 мегаватт мощности, которые нужны для повышения надежности южного энергоузла, в том числе для поддержки Крыма.
На фоне существенного профицита энергомощностей и стагнации спроса на электроэнергию на карте России осталось немного энергодефицитных районов, где нужна новая генерация, среди них - Таманский полуостров.
Новая электростанция нужна там для покрытия дефицита юго-западного энергорайона Краснодарского края и передачи электроэнергии в Крым, говорится в одобренной в прошлом году Минэнерго схеме развития энергосистемы России.
Строительство станции в Тамани - один из последних проектов в России, позволяющих получить гарантированную оплату потребителем с фиксированной доходностью по аналогии с проектами в рамках договоров поставки мощности (ДПМ), по которым построено большинство новых электростанций в РФ.
"Интерес есть... последний квази-ДПМ проект в условиях падающего спроса по определению должен вызвать интерес инвесторов", - говорил в конце 2015 года глава Совета рынка Максим Быстров.
Проектом интересовались все три иностранных инвестора в российскую энергетику - подконтрольная немецкому концерну E.ON Russia (сейчас Юнипро), Enel Russia и российский Фортум, принадлежащий финскому концерну Fortum, - а также госэнергохолдинг ИнтерРАО, генерирующая компания Татарстана, входящая в госкорпорацию Ростех инжиниринговая Технопромэкспорт и неназванный чиновниками китайский инвестор.
Но на завершившийся 1 июля конкурс никто не пришел. Власти признали его несостоявшимся, не назвав причин отсутствия инвесторов и не сообщив, что будет дальше.
"ВСЕ БОЯТСЯ"
Инвесторов отпугнули крайне сжатые сроки для проекта "с нуля", по сути им предлагали уложиться в 2,5 года, что для проекта гринфилд практически нереально, а тем более в сложном с оформлением земли и с инфраструктурой Краснодарском крае, сказали Рейтер несколько источников в российской энергетике.
"Все боятся. Потому что сроки очень сжатые. Точно медаль за это ты не получишь, а по шее можешь. Проект у всех на слуху - а-ля космодром Восточный", - сказал менеджер одной из энергокомпаний, напомнив об уголовных делах, возбужденных в отношении строителей первого гражданского космодрома из-за растрат и мошенничества.
По условиям конкурса инвестор мог опоздать с вводом мощностей максимум на шесть месяцев, после чего ему пришлось бы платить штрафы рынку.
Российская "дочка" немецкой E.ON компания Юнипро сообщала, что отказалась участвовать из-за аварии на Березовской ГРЭС и из-за сжатых сроков сдачи объекта.
"Он (проект) нереализуем, просто нереализуем, - говорил в начале июля глава Юнипро Максим Широков журналистам российских агентств (цитата по Интерфаксу). - Там надо под ключ сдать в конце 2018 года станцию, при этом с земельными вопросами никто помогать не будет, а это нереально".
Вместе со сжатыми сроками экономика проекта оказалась "не такой уж шоколадной", сказал другой менеджер одной из энергокомпаний. С ним согласны еще три источника в компаниях.
Инвестору гарантировали 14-процентую доходность, оплату мощности в течение 15 лет. При этом он должен был уложиться в двойные капвложения, утвержденные в ДПМ-проектах в 2010 году. Для газовых блоков это около 37,7 миллиарда рублей, для угольных - 48,1 миллиарда рублей за 450-мегаваттную станцию.
При этом курс доллара с 2010 года вырос более чем вдвое, и оборудование не дешевеет, сказал менеджер одной из энергокомпаний. Доходность по старым договорам поставки мощности уже выросла до 16-17 процентов, напомнил другой.
КАКИЕ САНКЦИИ, ЭТО ЖЕ НЕ КРЫМ
Политические риски из-за близости территории к Крыму, за инвестиции в который Евросоюз и США помещают под санкции, также стали хоть и не главным, но весомым аргументом против участия в конкурсе для некоторых потенциальных участников, сказали Рейтер два источника в энергокомпаниях.
Некоторых инвесторов иностранные партнеры прямо предупреждали о риске попадания под санкции из-за Таманского проекта, хотя формально электроэнергия с этих мощностей пойдет на российский оптовый рынок, а не в Крым, сказал один источник.
Потенциальному участнику пришлось бы объяснять иностранным партнерам или акционерам, почему он строит мощности в поддержку электроэнергетики Крыма, объяснил позицию другой источник.
"С политической точки зрения это очень рискованный проект... Предложенная экономика никак не оправдывала подобного рода риски", - сказал он.
Реакция федерального чиновника и источника, близкого к организаторам конкурса, на вопрос о санкционных рисках была сходной: "Какие санкции? Тамань - это территория России. Здесь все-таки попроще, чем Крым".
Поскольку генерация предполагается на материке, санкционных рисков нет, считает партнер юридической фирмы Vegas Lex, руководитель практики по проектам в энергетике Евгений Родин.
"Скорее, это некая истерия, связанная с санкциями, боязнь близости как раз крымской территории. Плюс инвесторы боятся, что будут наверняка затруднения с поставками оборудования, строительством, поэтому и не торопятся, по крайней мере в ближайшее время, туда вкладываться", - сказал он.
"Риска попадания под санкции абсолютно никакого, под санкции попадает сам Крым, а Краснодарский край это территория России".
По его мнению, имиджевых рисков близкий к Крыму проект тоже не несет:
"Санкции никак не завязаны на имидж, это чисто политические запреты. Бизнес-партнеры, в том числе российские, ни в коем случае свой имидж не запятнают, если будут работать по этому проекту. У них могут быть, вполне возможно, проблемы со своими внутриполитическими силами, но как у бизнесменов никаких рисков точно быть не может"
Прецедент с осложнениями из-за санкций в поставке импортного оборудования в России уже был, рассказал в июне глава госкомпании Русгидро Николай Шульгинов.
Поставщик задерживал поставку оборудования производства французской Alstom на проект в Якутии из-за того, что пришлось проверять бенефициаров генподрядчика ТЭК Мосэнерго, которыми ранее были Борис и Аркадий Ротенберги, находящиеся под санкциями. Проблема была решена, добавил он. По данным Forbes, после введения санкций Аркадий Ротенберг продал свою долю этого бизнеса сыну Игорю наряду с другими активами.
ЧТО ДАЛЬШЕ
У властей пока нет понимания, проводить ли повторный конкурс для этого проекта, сказал близкий к его организаторам источник.
Еще в июне глава регулятора Совет рынка Максим Быстров сообщал, что власти рассматривают вариант строительства станции в Тамани в Краснодарском крае без конкурса, считая, что "уже поздновато" для этого.
Источники, знакомые с ситуацией, объясняли, что речь идет о передаче проекта входящему в госкорпорацию Ростех государственному Технопромэкспорту, который уже строит станции в Крыму.
Вероятнее всего, власти назначат Технопромэкспорт оператором таманского проекта, как это было с Крымом, или проведут новый конкурс "под него", но решения пока нет, сказали Рейтер источники в двух энергокомпаниях, источник в электроэнергетической отрасли и машиностроительной отрасли.
Но в этом случае проект, вероятно, придется финансировать из госказны.
"А почему нет? Если технологию строительства здесь (в Крыму)отработали, идем в графике. Вопросы с учетом санкционных дел сейчас отработаны. Почему этот проект не взять и там?", - сказал Рейтер директор симферопольского филиала Технопромэкспорта Владимир Голубничий.
Минэнерго, Совет рынка, Системный оператор, российские энергокомпании, Ростех не комментируют причины отсутствия инвесторов и дальнейшие планы относительно проекта.
обсуждение