При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
ЦБ намерен перейти к новой модели использования рейтингов в регуляторных целях. С конца 2017 года в нормативных актах регулятора кредитные рейтинги эмитента начнут заменять на рейтинги финансовых инструментов. В ЦБ считают, что новый подход повысить уровень прозрачности инвестиций и защитит инвестора. Эмитенты оценивают новость нейтрально, однако начинают подсчитывать потенциальные расходы на новое регулирование.
Как стало известно "Ъ", на последнем экспертном совете по вопросам деятельности кредитных рейтинговых агентств при Банке России обсуждался новый подход к использованию рейтингов в регуляторных целях (при инвестировании средств НПФ, военной ипотеки, при включении бумаг в ломбардный список и т.п.). Сейчас в указанных случаях принимается кредитный рейтинг эмитента, новый подход предполагает использование рейтингов ценных бумаг.
В ЦБ эти планы подтвердили, сообщив, что такой подход является общераспространенной мировой практикой, которая позволяет точнее оценивать риски при инвестировании. По словам главы рейтингового агентства АКРА Екатерины Трофимовой, корректно использовать тип рейтинга, относящийся именно к тому типу обязательства, в который инвестируются средства. "Иная ситуация создает потенциал для занижения уровня риска, ассиметрии информации на рынке, рейтингового арбитража", — подчеркнула она. По ее словам, конкретизация рейтинговых оценок по инструментам позволит повысить качество инвестирования и сократить размеры возможных потерь для инвесторов.
Как сообщили "Ъ" источники, близкие к экспертному совету, изменения в регулировании, возможно, будут вводиться уже с конца 2017 - начала 2018 года. "Поскольку переход на использование рейтингов выпусков в регулировании потенциально влечет дополнительные расходы эмитентов, он должен проходить не одномоментно, а поэтапно, в том числе с учетом тарифной политики рейтинговых агентств", — пояснили в пресс-службе ЦБ. Увеличение расходов связано с тем, что у компаний и банков число выпусков ценных бумаг может доходить до нескольких десятков. Кроме того, расходы могут зависеть и от объема выпуска ценных бумаг. По словам старшего вице-президента "Норильского никеля" Андрея Бугрова, компания, как один из крупнейших эмитентов, к этой идее пока относится нейтрально. "Мы внимательно следим за ростом финансовой нагрузки, вызванной регулированием. Нам важно понимать, стоит ли конечный результат этих расходов", — подчеркнул господин Бугров. Госпожа Трофимова считает, что дополнительная нагрузка на эмитента при присвоении рейтинга эмиссии очень ограничена, так как рейтинг эмиссии является производным от рейтинга эмитента. "Выгоды, которые несет повышение транспарентности и точности оценки риска на рынке, значительно превышают дополнительную нагрузку", — пояснила она. Впрочем, как утверждает президент рейтингового агентства "Эксперт РА" Дмитрий Гришанков, эмитентов больше смущают сроки и объем работы, связанные с переходом на новые правила, чем сумма расходов.
В первую очередь новые правила начнут действовать в отношении выпусков по сложным инструментам — секьюритизации, структурным облигациям, где выше вероятность того, что рейтинг выпуска будет значительно отличаться от рейтинга эмитента, сообщили в ЦБ. При этом, решено проработать вопрос о подходах к рейтингованию программ облигаций в целях сокращения издержек эмитентов. Эти и другие детали перехода на новые правила будут обсуждаться на заседании следующего экспертного совета, сообщили в пресс-службе.
обсуждение