При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России сообщил, что обсуждает запуск с 2018 года частичного гарантирования возврата средств малого и среднего бизнеса в случае отзыва банковских лицензий. Пока регулятор намерен ограничиться только страхованием расчетных счетов малых компаний. При этом сначала в ЦБ хотят закончить расчистку банковской системы, разделить лицензии на универсальные и базовые — и только затем гарантировать страховые выплаты малому бизнесу в кредитных организациях с базовыми лицензиями в пределах 1,4 млн руб.
Вчера Банк России сообщил, что обсуждает частичное включение в систему страхования вкладов средств малого и среднего бизнеса. Речь идет о возможном введении однократной страховой выплаты в пределах 1,4 млн руб. для субъектов МСП — владельцев расчетных счетов в банках с отозванной лицензией. Пока в ЦБ предполагают, что страховка распространится только на банки с базовой лицензией. Ранее регулятор заявлял, что с 2018 года планирует разделить лицензии на базовые и универсальные. При этом кредитные организации с базовыми лицензиями сосредоточатся на работе с физлицами и малым бизнесом, для них снизят требования к минимальному капиталу, упростят надзор — но и ограничат круг возможных операций.
Сейчас в РФ действует система страхования вкладов физлиц и депозитов индивидуальных предпринимателей с потолком покрытия 1,4 млн руб. Однако юрлица из системы исключены. Вчера регулятор подтвердил свою позицию — распространение системы страхования вкладов на размещенные в банках средства юридических лиц несвоевременно и требует "очень серьезной экономической и юридической проработки". Крайне осторожное отношение ЦБ к идее расширения страхования депозитов на юридических лиц объяснялось незаконченной расчисткой банковского сектора — 13 марта первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин предлагал отложить решение этого вопроса на два-три года: за этот срок "с рынка уйдут заведомо слабые участники", говорил он.
Бизнес, в свою очередь, не оставлял надежд на получение доступа компаний к страхованию вкладов. Так, "Опора России" летом 2016 года уже обращалась в Агентство по страхованию вкладов (АСВ) с просьбой о защите средств субъектов малого бизнеса, ссылаясь на то, что "для небольшого юрлица потеря средств на счете в банке неизбежно приведет к банкротству или серьезным финансовым проблемам". Та же инициатива содержится и в февральских предложениях РСПП, ТПП, "Опоры" и "Деловой России" премьер-министру Дмитрию Медведеву. В "Опоре" подчеркивали, что страхование счетов юрлиц для бюджета и АСВ будет менее обременительным, чем в случае с индивидуальными предпринимателями: по данным Росстата, в РФ около 2,1 млн компаний малого предпринимательства против 3,5 млн ИП. В АСВ, в свою очередь, отмечали: включение в систему МСП невозможно из-за роста расходов Фонда обязательного страхования вкладов. По данным АСВ, объем выплат физлицам из средств фонда составил в 2015 году 370 млрд руб.— это уже потребовало привлечения кредитов ЦБ на 200 млрд руб. на пять лет для поддержания финансовой устойчивости самого фонда.
Сдвинул ситуацию с мертвой точки отзыв 3 марта лицензии у Татфондбанка. Он занимал 42-е место по активам в банковской системе РФ и активно предоставлял льготные кредиты малому и среднему бизнесу — и 6 марта Дмитрий Медведев поручил Минэкономики и Минфину до 1 июня проработать целесообразность страхования средств некрупных компаний. Как говорит руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович, "годы полемики бизнеса с ЦБ и крупный скандал с Татфондбанком наконец-то подтолкнули регулятор что-то предпринять". Впрочем, предложение ЦБ она оценивает как "шаг позитивный, но недостаточный". "Перенос еще на два-три года распространения системы страхования на средства юрлиц означает, что нестабильность банковской системы сохранится, а ее монополизация крупными госбанками продолжится",— отмечает Анастасия Алехнович.
обсуждение