При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Российский центробанк в последние несколько лет проводит массовый отзыв лицензий у банков для расчистки системы от недобросовестных игроков, занимающихся мошенничеством и криминалом, и на завершение этого процесса потребуется еще 1,5-2 года, сказал в интервью Рейтер зампред ЦБР Василий Поздышев.
"Большое количество схем мы зачистили. Я думаю, что на расчистку нужно еще года полтора-два. Дальше мы будем иметь дело в большей степени с экономическими проблемами - недостаток капитала, недорезервирование, а не криминальный вывод средств", - сказал он.
За последние четыре года лицензий лишились 308 российских банков, при этом с каждым годом отзывов становится больше: за 2013 год были отозваны 32 лицензии, в 2014 году – 86 лицензий, в 2015-м – 93, а в 2016-м – 97.
В конце прошлой недели ЦБР отозвал лицензии у трех татарстанских банков, в том числе у входящего в топ-50 Татфондбанка, дыра в капитале которого была оценена в 97 миллиардов рублей. Однако регулятор заявил, что не видит оснований для беспокойства в отношении ситуации в банковском секторе Татарстана.
По словам Поздышева, работа ЦБ по оздоровлению банковской системы подчас гораздо больше напоминает работу следователя по вопросам финансовых преступлений, чем "работу современного банковского регулятора, который смотрит, достаточно ли банк докапитализирован".
"Этот жесткий ритм никоим образом не связан с вопросами экономики... Практически все случаи отзыва лицензий и банкротства банков – это банкротства криминальные", - сказал Поздышев, отметив, что в основном лишившиеся лицензий банки - небольшие в масштабе банковской системы.
"Мы зачищаем ту часть банковской системы, которая обслуживает теневую экономику. Это основной вызов для нас".
По данным ЦБР, объем всей банковской системы РФ – чуть больше 80 триллионов рублей, а сумма активов банков с отозванными лицензиям в 2016 году – 1,162 триллиона рублей, то есть около 1,5 процента активов сектора.
Одним из ключевых параметров, влияющих на решение ЦБР проводить оздоровление банка или лишать лицензии, помимо экономической целесообразности, является его значимость для финансового рынка или региона, сказал Поздышев.
"Криминальные" банки пытаются "защититься и прикрыться" от ЦБР обслуживанием счетов детских садов, домов престарелых, школ, муниципалитетов, говорит представитель ЦБР. Таким образом, они пытаются создать защитный барьер с точки зрения социального эффекта.
"Если банк является значимым участником электронной платежной системы, это тоже фактор при принятии решений", - сказал он.
"ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ"
На сегодняшний день привлечь нечестных на руку банкиров к ответственности по-прежнему удается нечасто из-за несовершенства законодательства, считает зампред ЦБР.
"У банков часто есть влиятельные покровители, это все сильно усложняет. Но мы начали эту политику, надо идти до конца. Если мы только остановимся, то сразу пойдет откат назад, "в тень".
"Мы информируем правоохранителей и предоставляем все документы. Но нужно, чтобы и правоохранительные органы были готовы к такой работе, в том числе с точки зрения квалификации кадров", - сказал Поздышев, отметив, что в некоторых странах для таких расследований была специально создана финансовая полиция.
"В большинстве своем это сложные случаи, у нас есть тома документов с описанием международного финансового мошенничества, а все это спускается участковому или оперуполномоченному".
Кроме того, в России, по словам зампреда ЦБР, отсутствуют механизмы, препятствующие выезду руководителей доведенных до банкротства банка за рубеж, а в таких случаях привлечение мошенников к ответственности является весьма проблематичным.
К скатыванию в криминал зачастую ведет возникновение экономических проблем у банков и их собственников, и чтобы это предотвратить, ЦБ стремится выявлять их как можно быстрее.
Сейчас в надзорном блоке Банка России около 2 тысяч человек, в год они проводят около 400 проверок банков, сказал Поздышев.
обсуждение