При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России определился с требованиями к новой категории участников рынка, инвестиционным советникам. В зоне особого внимания регулятора — полнота предоставляемой клиенту информации, а также возможный конфликт интересов. Участники рынка полагают, что некоторые требования в существующем виде выполнить будет затруднительно, поэтому документ нуждается в корректировке.
Банк России 19 июня опубликовал проект указания, в котором были сформулированы основные подходы к осуществлению деятельности нового института финансового рынка — инвестиционного консультанта (советника). Наиболее значимые требования касаются информирования клиента и недопущения конфликта интересов.
Первые касаются предоставления исчерпывающей информации обо всех обстоятельствах, связанных с рекомендацией, до заключения договора с клиентом. Например, в случаях, когда инвестконсультант оказывает соответствующие услуги только в отношении определенных ценных бумаг (производных финансовых инструментов, ПФИ) или сделок с ними на каком-то определенном рынке, необходимо предупредить об этом клиента. То же касается информации обо всех расходах, связанных с исполнением рекомендации, включая вознаграждение брокера, управляющего, депозитария, регистратора, биржи и клиринговой организации. Однако уже это требование может оказаться невыполнимым. «Если моя рекомендация — купить у брокера ETF, то я буду просто рекомендовать топ-3 брокеров по надежности. Комиссии же будут зависеть от выбранного торгового тарифа, а он — от выбранного брокера, от пожеланий клиента по частоте операций, от сумм и т. д. Советник не может учесть все возможные варианты»,— указывает гендиректор компании «Эмкварта. Персональный советник» Наталья Смирнова.
При этом инвестсоветник обязан исходить из реального наполнения портфеля клиента и учитывать, что его рекомендации не должны приводить к несоответствию портфеля клиента его инвестиционному профилю. Из этого вытекает требование об обязательном постоянном мониторинге портфеля клиента на протяжении всего срока действия договора. По мнению госпожи Смирновой, необходимо предусмотреть вариант execution only, «когда клиент не хочет проходить тест на риск и говорить про цели, а просто хочет вложиться в рискованные инструменты на выбранную сумму и нуждается в совете». Директор департамента торговых сервисов и приложений холдинга «Финам» Алексей Богданов считает, что необходимо уточнить, все ли авторы стратегий автоследования будут считаться инвестиционными консультантами (о подходах к этому вопросу рынок сейчас договаривается с регулятором). «Если да, то выполнить ряд требований документа будет невозможно. Ведь в текущей практике автор стратегии не знает ни инвестиционного профиля конкретного клиента, ни структуру его портфеля, он не общается с клиентом лично»,— отмечает он. По его словам, возможен вариант, когда инвестконсультант будет давать рекомендации по выбору той или иной стратегии автоследования, что укладывается в логику текущего указания. Однако это стоит записать в нормативных документах более четко.
Кроме того, предполагается, что все документы, связанные с выдачей рекомендации, должны храниться (в том числе и в виде аудиозаписи) в течение определенных указанием сроков. По словам представителя одной из крупных брокерских компаний, выполнить такое требование будет непросто, поскольку «клиенты просто откажутся от ведения аудиозаписи».
Вторая значительная группа требований предусматривает действия, направленные на исключение конфликта интересов или на его урегулирование в случае возникновения. Так, инвестконсультант при выдаче рекомендаций в отношении каких-либо ценных бумаг или ПФИ обязан учитывать как наличие таких инструментов в собственном портфеле, так и намерение совершить с ними сделку. Специальные меры необходимо принимать и в случае, когда инвестсоветник связан с эмитентом или любыми другими сторонами предполагаемой сделки общими интересами. То же касается и случаев, когда в результате исполнения рекомендации сделка может быть заключена с участием самого консультанта. Специальные меры предполагают информирование клиента о наличии потенциального конфликта интересов и запрет называть рекомендации, в процессе которых он возникает, независимыми.
Указание будет обсуждаться рынком до 2 июля. Планируется, что документ вступит в силу в конце декабря одновременно с профильным законом, представляющим собой набор поправок к законам «О рынке ценных бумаг» и «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».
обсуждение