При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
ЦБ РФ отложил планы ужесточить резервирование кредитов, выдаваемых на сделки по слиянию и поглощению: теперь регулятор планирует заняться этим вопросом весной 2019 года.
"В этом году мы точно не будем этим заниматься. Вернемся к этому в следующем году, наверное, весной", - сказал журналистам директор департамента банковского регулирования ЦБ Алексей Лобанов.
Представители регулятора не раз говорили, что хотят дестимулировать кредитные организации финансировать сделки слияния и поглощения за счет ужесточения резервирования, одновременно стимулируя увеличение кредитования на развитие производственных мощностей. В феврале этого года председатель ЦБ Эльвира Набиуллина отмечала, что значительная часть корпоративных кредитов идет на финансирование M&A.
"Например, только по четырем банкам это почти 2,5 трлн рублей - даны кредитыпредприятиям, но реально они шли не на развитие производства, а на покупку-продажу предприятий. По сути, это означает большие риски, потому что предприятие должно обслуживать из своей прибыли не только проценты по кредитам, которые взяты на развитие производственной деятельности, но и обслуживать тот кредит, который дают собственники предприятия на покупку каких-то активов", - говорила она.
ЦБ еще в конце 2017 года опубликовал проект изменений в положение N590-П, регулирующее формирование банками резервов на возможные потери по ссудам. Поправки запрещали банкам перемещать в более высокую, чем третья категория качества, кредиты, использованные заемщиками прямо или косвенно на вложения в уставные капиталы других юрлиц (то есть сделки M&A).
В мае этого года регулятор представил доработанный проект изменений. В документе сохраняется пункт об отнесении кредитов на M&A не выше, чем в третью категорию качества. Попадание кредита в эту категорию означает, что он признан сомнительным и под него должен создаваться резерв в размере от 21% до 50%.
Однако ЦБ прописал исключение. Так, это требование не распространяется на вложения в уставные капиталы, осуществляемые в рамках федеральных целевых программ, а также на вложения в уставные капиталы юрлиц из перечня стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации гособоронзаказа.
В доработанной версии документа было указано, что обеспечение первой и второй категории качества может уменьшить резерв по кредитам на M&A лишь до 10%. Однако резерв может и не формироваться при наличии гарантии РФ, если ее сумма равна или больше размера ссуды.
Банк России также предусмотрел возможность перевод кредитов на сделки M&A во вторую категорию качества с резервом от 1% до 20%, если финансовые показатели деятельности заемщика свидетельствуют о том, что платежи по основному долгу и процентам будут осуществлены своевременно и в полном объеме. Такое решение должен принять уполномоченный орган управления банка, информация об этом представляется в Банк России. При этом формируемый резерв по таким ссудам не может быть меньше 5%.
Предполагалось, что основные предложенные документом изменения вступят в силу с 1 июля 2018 года, однако для "старых" портфелей кредитов M&A регулятор предусмотрел отсрочку.
"Действительно, банковская индустрия не очень довольна такой нашей позицией, но мы считаем, что такая политика правильная, так как стимулирует кредитование, способствующее экономическому росту. Сейчас идет обсуждение наших предложений с банками. Переходный период (он возможен длительностью от одного до трех лет) будет определен после завершения оценки регулирующего воздействия. Оценка нужна, чтобы понять, какой объем дополнительных резервов банкам понадобится создать на кредитование М&A и в какие сроки", - говорил летом этого года в интервью "Интерфаксу" зампред ЦБ Василий Поздышев.
обсуждение