При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний (M&A), а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.
О намерении Банка России стимулировать банки меньше финансировать сделки M&A, но больше кредитовать развитие производства, заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. «Наш приоритет — не просто финансовая устойчивость банков… нам важно, чтобы банки прежде всего выполняли ту роль, которая им принадлежит в финансировании роста экономики,— заявила она на заседании Госсовета.— Не любое кредитование предприятий оказывает одинаковый эффект с точки зрения экономического роста». По ее словам, значительная часть банков существенную часть кредитов дает предприятиям на финансирование сделок слияний и поглощений: почти 2,5 трлн руб. кредитов, выданных предприятиям четырьмя крупнейшим банками, пошли не на развитие производства, а на покупку других предприятий.
Для решения проблемы ЦБ намерен применять стимулирующее регулирование: «Если банк кредитует операционную компанию на развитие производства — будут меньше резервы. Если это кредитование сделок слияний и поглощений, то будут повышенные требования по резервам». Какие именно, госпожа Набиуллина не раскрыла. Она отметила лишь, что речь, скорее всего, пойдет о новых кредитах, потому что по старым будет слишком большая нагрузка для банков, а необходимые решения будут приняты в этом году. До сих пор Банк России не говорил о «стимулирующем регулировании» как о новом направлении, хотя и проводил политику ограничения выдачи одних видов кредитов и поощрения других за счет резервов.
Согласно положению ЦБ 590-П, кредиты на финансирование сделок банки должны относить в третью категорию качества (сомнительные ссуды) или ниже, а также создавать по ним повышенные резервы (не менее 21%). «Однако сейчас банки могут реклассифицировать такие ссуды в более высокую категорию качества, если они оценивают финансовое положение заемщиков не хуже среднего»,— отметил ведущий методолог рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов. «Эта процедура предполагает направление обоснования ЦБ,— добавил он.— Но оперативный контроль правомерности реклассификаций таких ссуд затруднен, поскольку банки пользуются этой возможностью весьма активно».
В конце прошлого года ЦБ опубликовал проект указания, которое предполагало внесение изменений в 590-П, которые запретили бы реклассификацию таких ссуд. Поправки были опубликованы для обсуждения, но до сих пор не приняты. По мнению собеседников “Ъ”, именно их принятие может стать первым шагом на пути обозначенного стимулирующего регулирования. Не исключено, что будут и другие меры, однако в Банке России от комментариев по данному вопросу отказались.
При этом, по мнению экспертов, сама по себе идея ограничения финансирования сделок M&A за счет повышенных отчислений в резервы неверна. «Во всем мире сделки по слиянию и поглощению — такой же метод развития компании, как и органический рост,— говорит управляющий директор Advance Capital Карен Дашьян.— Повышение требований к банкам по формированию резервов фактически означает увеличение стоимости кредитов на сделки M&A, замедление развития быстрорастущих технологических компаний и новый виток злоупотреблений». По словам Юрия Беликова, основные объемы корпоративных кредитов обычно классифицируются как оборотные, а направление таких средств на сделки M&A — это нецелевое использование заемных средств, но его еще нужно выявить. «ЦБ может начать охоту на ведьм и будет усматривать за каждым корпоративным кредитом скрытый заем на сделку M&A»,— опасается господин Дашьян.
Гораздо более правильно стимулировать кредитование развития производства за счет предоставления льгот. «Если говорить о стимулирующем регулировании, то стоит действовать не кнутом, а пряником,— полагает аналитик ИК “Алор Брокер” Кирилл Яковенко.— Если создать достаточные льготы при финансировании развития производства, деньги пойдут туда и без ограничительных мер по M&A». Послабление резервов по кредитам на органическое развитие производства будет стимулировать и предприятия, уверен исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев. По словам гендиректора центра финансово-кредитной поддержки «Деловой России» Алексея Порошина, проведенное ими исследование показало, что примерно из 880 опрошенных предприятий реального сектора 60% готовы к модернизации и привлечению инвестиционных кредитов. Смягчение требований к резервам, полагает он, усилит аппетит банков к финансированию этих компаний.
обсуждение