При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России в I квартале 2022 года зафиксировал рост жалоб потребителей финансовых услуг более чем на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за санкций в отношении РФ, говорится в материалах ЦБ.
"За I квартал 2022 года в Банк России на рассмотрение поступило 94,9 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов, что на 38,1% больше, чем за I квартал 2021 года. Среди основных факторов роста - введение санкций в отношении Российской Федерации и переход на новую методику первичного учета обращений", - отмечает регулятор.
Значительная часть обращений была вызвана необходимостью разъяснения мер поддержки граждан и бизнеса, временного порядка операций с наличной валютой, приостановкой торгов на бирже и работой платежных карт в условиях ограничений.
Жалобы, связанные с введением санкций, составили 10% от общего количества. Большинство из них поступило в отношении кредитных организаций и субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка. По данным ЦБ, в общем количестве жалоб на долю кредитных организаций пришлось 51,6%, на долю некредитных финансовых организаций (НФО) и участников корпоративных отношений - 30%.
При этом за I квартал 2022 года количество жалоб в отношении кредитных организаций выросло на 15,5%, до 49 тыс., из них свыше 13% - жалобы, связанные с санкциями. Среди наиболее распространенных санкционных тем - отказ в выдаче средств с валютного вклада или с банковского счета, а также отсутствие наличных в банкоматах. Наибольшую долю среди жалоб на кредитные организации занимают вопросы потребительского кредитования - 24,4%, при этом удельный вес таких жалоб сократился почти на 11 процентных пунктов.
Жалобы на НФО и участников корпоративных отношений
Количество жалоб на НФО и участников корпоративных отношений выросло на 36,3%, до 28,4 тыс., главным образом за счет субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка, а также субъектов страхового дела.
Число жалоб в отношении субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка за I квартал 2022 года выросло в 7,2 раза - до 3,6 тыс. Из них на жалобы, связанные с введением санкций, пришлось примерно 60%. В основном обращения в отношении участников рынка ценных бумаг связаны с временной остановкой торгов, а также с ограничениями на сделки с иностранными ценными бумагами или привязанными к ним инструментами.
Также отмечен рост числа жалоб в отношении субъектов страхового дела - на 33%, до 11,8 тыс. Наибольшую долю в общем объеме жалоб здесь занимают вопросы, связанные с ОСАГО, - 73,4%.
Количество жалоб, поступивших по вопросам мисселинга, в январе - марте 2022 года выросло на 8,6% по сравнению аналогичным периодом 2021 года и составило 1,3 тыс. Как отмечает ЦБ, основной тематикой жалоб по вопросам мисселинга остаются некорректные продажи инвестиционного (40,6%) и накопительного (13,2%) страхования жизни. "Новые требования к страховым продуктам с инвестиционной составляющей, а также введение правил продаж инвестиционных продуктов банками должны привести к сокращению жалоб на мисселинг", - указывают в ЦБ.
обсуждение