При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России готов до осени обсуждать с банковским сообществом "революционные" изменения в надзоре, озвученные председателем Эльвирой Набиуллиной на форуме в Санкт-Петербурге, а затем перейдет в регулировании от правил к принципам, причем реформы коснутся не только финансовой сферы, но и правоохранительной вместе с судебной.
Заместитель председателя Банка России, руководитель Главной инспекции Владимир Сафронов сказал, что озвученные на прошлой неделе в Санкт-Петербурге надзорные новации имели разную степень проработки, но все они имеют "статус революционных".
"Некоторые были как декларация - некий месседж... некоторые более проработаны... Кардинальное изменение в деятельности мегарегулятора - это переход в надзоре от правил к принципам, превалировать в деятельности мегарегулятора будет профессиональное суждение", - сказал Сафронов, выступая на заседании совета банковской Ассоциации "Россия" в Чебоксарах.
"Изменения, конечно, революционные... серьезные изменения потребуются и в банковском законодательстве, они потребуют изменений в работе правоохранительных, судебных органов, изменений в мотивации, как сотрудников ЦБ, инспекции надзора, так и в качестве и в компетенции работников кредитных организаций", - сказал зампред.
Формирующаяся в недрах ЦБР служба анализа рисков позволит перейти от выборочного анализа активов банка к сплошному анализу всех активов в режиме онлайн, предполагается изучение бизнес-моделей банков с учетом стресс-тестирования, будет меняться и инспектирование.
Руководитель надзорной инспекции Центробанка считает главным облегчением для проверяющих создание единой информационной системы мегарегулятора по всем сферам деятельности.
"Единая будет база (по всем поднадзорным организациям), где информация вся будет доступная для всех структурных подразделений ЦБ... по риск-профилям информация", - сказал Сафронов.
По его словам, будут внедрены "гибкие приложения" по обмену информацией проверяющих с поднадзорными организациями, что снизит издержки последних и выведет надзор на новый уровень.
ЦБР займется повышением профессионального качества надзорщиков небанковских секторов (руководители рабочих групп будут получать международные сертификаты), введет систему материального стимулирования (оплата труда будет зависеть от вклада сотрудника в проверку).
Касаясь инициативы ЦБР по разделению банков на три категории: системно значимые, федеральные, с капиталом более 1 миллиарда рублей, и региональные, Сафронов рассказал о "первых наметках" в облегчении регулирования для последних.
Региональные банки смогут вести деятельность только в своем или соседнем субъекте РФ, привлекать средства физлиц, юрлиц и кредитовать с минимальными рисками население и предприятия малого и среднего бизнеса.
"Межбанковские операции они смогут осуществлять только через Центрального контрагента, им будут запрещены трансграничные операции", - сказал зампред.
Из трех нормативов достаточности капитала к регионалам будут применяться только два, из трех нормативов ликвидности только один - Н3, плюс два норматива по ограничению рисков - Н6 и Н25.
"Остальные семь нормативов применяться не будут", - сказал Сафронов.
"Осенью предполагается вносить изменения в законодательство ... до этого периода будет широкое обсуждение с банковским сообществом", - сказал Сафронов.
ЦБР в 2016 году направит усилия на развитие консолидированного надзора за финансовыми конгломератами, то есть за объединениями юридических лиц, кредитных и некредитных организаций, которые не связаны формально, но у них одни и те же собственники.
"В нашей инспекционной практике мы сталкиваемся с тем, что профиль рисков таких финансовых конгломератов нам не ясен... часто транзакции в рамках отдельных операций находятся в правовом поле, но результаты скоординированных проверок показывают, что они используются для камуфлирования реального уровня рисков или для вывода активов", - сказал Сафронов.
"Мы эту проблему решаем скоординированными проверками, которые позволяют нам выявлять схемы, но международный опыт говорит о том, что для таких финансовых конгломератов вводится свое регулирирование", - добавил он.
ЦБР считает необходимым ввести такое регулирование и распространить на холдинги требования к системе управления рисками, к капиталу, требования к деловой репутации членов совета директоров и руководителей головных организаций.
Будут введены требования к созданию управляющих компаний (УК) финансовых конгломератов, когда головная компания холдинга является нерезидентом или если холдинг кроме финансовой деятельности осуществляет иную деятельность.
Законодательно ЦБР будет предоставлено право применения регулирующих мер к УК холдинга или участникам финансовых групп в случае нарушения ими нормативных актов, сказал Сафронов.
ЦБР уже подготовил пакет поправок в законодательство о фонде консолидации банковского сектора, который будет входить в капитал санируемых банков и осуществлять оперативное управление банком, сказал зампред ЦБР.
Специально учрежденная УК будет это оперативное управление осуществлять, то есть восстанавливаться финансовая устойчивость банка будет под полным контролем Центробанка, добавил он.
Теперь при санировании не будет выдаваться долгосрочный кредит (как раньше в схеме с АСВ), а непосредственно будет осуществлена докапитализация санируемого банка.
"Докапитализация будет происходить сразу... если необходимо, будет происходить реорганизация и объединение банков, затем банки, уже в удовлетворительном финансовом положении будут продаваться на рынке", - сказал Сафронов.
Из других изменений - в своем положении 254-П ЦБ намерен уточнить перечень обстоятельств или признаков отсутствия реальной деятельности при обсуждении с банковским сообществом.
Готовятся поправки в положение 395-П - ЦБР обяжет банки предоставлять необходимую информацию о подтверждении качества источников капитала и исключению возможностей вложений кредитных организаций в источники собственных средств.
"В 2016 году начнем применять в нормативной базе, в том числе в ходе инспекционных проверок, статистические методы при оценке качества однородных ссуд - метод экстраполяции, скорее всего", - сказал Сафронов.
Кроме того, банки получат право не формировать резервы на возможные потери в случае чрезвычайных обстоятельств, если ухудшение финансового положения заемщика произошло именно в силу чрезвычайных обстоятельств, добавил он.
Срок реализации залога будет увеличен со 180 до 270 дней в целях учета этого залога при минимизации резервов на возможные потери.
Сафронов покритиковал банки, которые при оценке качества заемщика не пользуются даже открытыми источниками, базами данных в интернете, и не видят, что тот или иной работодатель давно исключен из базы регистрации, "это вызывает сомнения".
Например, рабочая группа проверяющих ЦБР при обнаружении какой-то информации говорит о недооценке кредитного риска, исходя из данных, полученных Банком России из системы АС АКС.
"Но мы не имеем права предоставить вам эту информацию, - обратился к банкирам Сафронов. - Но рабочая группа должна сообщить в ходе проверки вам, что регулятор имеет информацию о том, что по данному заемщику уровень риска недооценен и вы должны провести работу, и если информация от заемщика не позволяет вам убедить проверяющих в обратном - вы обязаны досоздать резервы".
Банкиры предложили ввести критерий работы проверяющего - как можно меньше отозванных лицензий.
"И мне этого хотелось бы", - сказал Сафронов.
обсуждение