При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России в рамках введения пропорционального регулирования на всем финансовом рынке готов рассмотреть вопрос о снижении требования к минимальному размеру собственных средств НПФ по результатам стресс-тестов.
Об этом говорится в докладе here ЦБР по пропорциональному регулированию некредитных финансовых организаций.
Сейчас, по закону, минимальный размер капитала у НПФ должен составлять 150 миллионов рублей, с 1 января 2020 года - 200 миллионов рублей.
“Вместе с тем активов НПФ (как пенсионных средств, так и собственных средств) должно быть достаточно по результатам проведенного стресс-тестирования для исполнения обязательств НПФ. Таким образом, установленные требования к размеру собственных средств носят пропорциональный характер в зависимости от достаточности и рискованности имеющихся активов НПФ (от размера операций)”, - говорится в докладе.
Поэтому ЦБР может подумать о снижении требований к капиталу для НПФ по результатам стресс-тестов, тем более об этом давно просили регулятора сами участники рынка.
“У нас есть ряд обращений от участников рынка и от саморегулируемых организаций о том, чтобы вернуться к вопросу об изменении минимального размера собственных средств. Наша позиция пока заключается в следующем - мы должны дождаться полноценного завершения стресс-тестирования, про которое мы так много в последнее время говорим”, - сказал директор департамента коллективных инвестиций и доверительного управления ЦБР Кирилл Пронин.
Сейчас ЦБ проводит стресс-тестирование по пенсионным накоплениям НПФ, его планируется завершить в августе, с 1 января 2019 года начнется стресс-тестирование фондов по пенсионным резервам.
“Результаты стресс-тестирования напрямую влияют на то, какой размер капитала должен быть у НПФ. В случае если есть проблема с качеством структуры активов, вполне возможно, для прохождения стресс-теста фонду придется принимать во внимание наличие и собственных средств”, - сказал Пронин.
Решение будет после подведения промежуточных итогов стресс-тестирования НПФ, то есть во второй половине 2019 года, не раньше, добавил он.
На замечание журналистов о том, что в этот период фонды начнут готовиться к повышению капитальных требований до 200 миллионов рублей, и одновременно обсуждать их снижение было бы нелогично, Пронин сказал:
“К сожалению, мы здесь должны двигаться поэтапно. У надзора и у ЦБР в целом не было возможности оценить финансовую устойчивость НПФ независимо от их правовой формы... сейчас этот инструмент появился и только после того, как мы в рамках стресс-тестов поймем как себя чувствуют фонды, подумаем. А может, мы придем к выводу, что нужно увеличить объем собственных средств. Мы сейчас не говорим, что надо однозначно уменьшить”.
Для НПФ уже установлены различные требования в зависимости от вида совершаемых операций: по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) или обязательному пенсионному страхованию (ОПС).
Различается подход в установлении требований к инвестированию средств пенсионных резервов (НПО) и пенсионных накоплений (ОПС): с целью защиты средств пенсионных накоплений от повышенного риска установлены жесткие требования к составу и структуре активов и ограничения на инвестирование.
“В дальнейшем возможен отказ от отдельных ограничений на инвестирование по итогам имплементации обязательного стресс-тестирования. Также планируется расширение перечня объектов инвестирования пенсионных резервов”, - пишет ЦБ в докладе.
Разный уровень риска потребует больше или меньше проверок со стороны Центробанка.
Плановые проверки ЦБР проводит в фондах с активами выше 10 миллиардов рублей, в отношении остальных фондов плановые проверки не проводятся.
“Те фонды, которые имеют объем активов меньше 10 миллиардов рублей, они уже не будут без какой-то крайней необходимости сталкиваться с инспекционным надзором, мы к ним можем прийти, только если у нас есть серьезные опасения относительно концентрации риска или при условии, что мы не можем дистанционно проверить те же самые вопросы”, - сказал Пронин.
Пропорциональный надзор за участниками рынка позволит снизить нагрузку на сотрудников Банка России и сократить административные барьеры и издержки на проверки у самих компаний.
“У Банка России не безграничные тоже возможности по проверке, и когда мы проверяли всех, это означало, что мы проверяли всех, не концентрируясь на тех, где больше существует проблем. Соответственно, такой подход позволит нам больше внимания уделять в рамках проверок именно крупным компаниям и компаниям у которых проблемы, выходить именно туда, где мы можем на ранних более стадиях выделить проблему и ее купировать, локализовать, либо вывести такую компанию с рынка”, - сказала первый заместитель директора департамента рынка ценных бумаг ЦБР Ольга Шишлянникова.
обсуждение