При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Алексей Рыбников считает, что запуск Шанхайской международной энергетической биржей (Shanghai International Energy Exchange Co., INE) торгов нефтяными фьючерсами в юанях свидетельствует о том, что мировой рынок нефти ищет новые форматы ценообразования.
"Тот факт, что разные страны, разные регионы ищут новые пути мирового ценообразования на нефть, показывает, что существующий механизм явно нуждается в совершенствовании, он очевидно неидеальный. Если бы имеющаяся система работала так, что всех устраивала, то с новым бенчмарком на рынок выйти было бы крайне сложно", - такое мнение он высказал "Интерфаксу".
А.Рыбников отметил, что у INE впереди очень долгая дорога и непростой путь по развитию своего нефтяного фьючерса. "Хочется пожелать коллегам удачи и успехов, потому что фьючерсный контракт - это сложный формат, особенно в самом начале, когда многие механизмы еще не отработаны. Уверен, что при должном усердии у Шанхайской биржи есть очень хорошие шансы и все у них получится", - сказал он.
Президент СПбМТСБ заметил, что за спиной INE хорошая клиентская база, прежде всего - китайский ритейл. "Думаю, на начальном этапе весь расчет на то, что именно китайский ритейл расторгует новый фьючерс. А потом уже, по мере того как появится опыт осуществления сделок и первых физических поставок, начнут принимать участие и более серьезные игроки. И вот их уже будут интересовать процедуры физической поставки нефти", - добавил он.
Комментируя продвижение российского экспортного фьючерса на отечественную нефть Urals (запущен в конце 2016 года), глава СПбМТСБ подчеркнул, что с китайским нефтяным фьючерсом сравнение будет неверным. "Сравнивать здесь нельзя, потому что у нас экспортная история, наша торговля построена на FOB Приморск. С этого базиса дальше можно везти в любую точку мира - в этом наше преимущество. А еще в том, что Приморск это конечный пункт Балтийской трубопроводной системы - точка на конце нефтяной трубы. Соответственно, "Транснефть", которая уделяет большое внимание качеству, стабильности и надежности поставок, обеспечивает все перечисленные показатели. Также наши преимущества в том, что по физическому поставочному контракту будут работать крупные российские производители, направляющие на экспорт большой объем нефти", - пояснил собеседник агентства.
"Мы сейчас работаем над тем, как эти преимущества превратить в хорошо торгуемый финансовый контракт. Действуя шаг за шагом, постепенно решаем те проблемные моменты, с которыми столкнулись только после того, как инструмент был запущен. Потому что пока не начнешь действовать практически, многие вещи просто не просматриваются. Сейчас совместно с органами госвласти, ЦБ, ФАС, Минфином мы решаем фактически последние регуляторные вопросы, связанные с налогообложением нерезидентов, и я очень оптимистично смотрю на перспективу разрешения этого вопроса", - сказал президент СПбМТСБ.
"Что касается тестовых поставок по российскому нефтяному фьючерсному контракту, которые мы давно обсуждаем, то здесь в первую очередь нашим нефтяникам необходимо найти общий язык со своими покупателями. Биржа, конечно, насколько может, пытается сводить контрагентов, но, в конечном счете, это все-таки сделки между двумя компаниями", - сказал А.Рыбников.
В настоящее время стоимость нефти Urals рассчитывается от цены Brent с учетом дифференциала (дисконта). Ожидается, что торги отечественным экспортным фьючерсом на Urals позволят создать прямую котировку российской нефти без привязки к другим сортам. Первоначально котировка по фьючерсу на Urals будет долларовой, на втором этапе после получения контрактом статуса бенчмарка возможно создание фьючерсов на российскую нефть в российских рублях, евро и юанях. Пока СПбМТСБ переносит первые поставки по фьючерсному контракту на нефть Urals.
Шанхайская международная энергетическая биржа с 26 марта начала торги нефтяными фьючерсами в юанях, рассчитывая составить конкуренцию основным ориентирам нефтяного рынка - контрактам на нефть Brent и WTI. В 2017 году Китай обогнал США и стал крупнейшим импортером нефти в мире - объем закупок составлял около 8,43 млн баррелей в сутки на фоне высокого спроса и продолжающегося формирования.
обсуждение