При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Госдума готовится запретить использование мелкого шрифта в договорах с клиентами. Эта проблема особенно актуальна для банковских заемщиков, однако новый закон вряд ли решит их проблемы. Банки планируют обходить новые требования, отправив дополнительную информацию об условиях договоров на свои сайты. Информация в таком формате может меняться как и когда угодно, а в случае спорных ситуаций, в отличие от бумажного договора, ничем не поможет клиенту в суде.
Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, которым вносятся изменения в закон "О защите прав потребителей", а именно запрещающий предоставлять информацию о товарах (работах, услугах) мелким нечитаемым шрифтом, следует из повестки заседания Госдумы на 13 января. "Особенно это актуально для договоров, связанных с банковским обслуживанием. Именно они зачастую содержат условия, на которые потребителю необходимо обратить особое внимание, но написанные мелким, практически нечитаемым шрифтом. Мелкий шрифт затрудняет восприятие, дает лишнее напряжение глазам и побуждает пропускать изучение соответствующих условий договора, что в итоге может привести к неблагоприятным последствиям для стороны договора",— сообщается в пояснительной записке к документу.
Обсуждение вопроса о недопустимости мелкого шрифта в договорах с потребителями началось еще в 2013 году, однако до рассмотрения дело дошло только сейчас. "Мелкий шрифт может использоваться в договорах вклада или открытия счета, и одна строчка мелким шрифтом, содержащая существенные условия, может менять смысл всего договора",— указывает руководитель банковской секции союза по защите прав потребителей финансовых услуг Финпотребсоюза Михаил Беляев.
Законопроект призван фактически закрепить на уровне закона уже сложившуюся судебную практику, указывает эксперт по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Олег Иванов. Он напоминает, что еще в 2010 году ФАС Московского округа отмечал, что шрифт в договоре должен соответствовать СанПиН "Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых", где установлены четкие требования к размеру шрифта, который может быть использован. Аналогичные выводы делал и ФАС Уральского округа в 2011 году.
У законопроекта высокие шансы на одобрение. В частности, ЦБ поддерживает запрет на использование мелкого шрифта, сообщили в пресс-службе регулятора. "Банк России считает важным, чтобы информация для потребителя финансовых услуг была изложена доступным языком, с использованием читаемых шрифтов и форматов в случае предоставления информации на бумажном носителе и с разъяснением специальных терминов в случае их наличия",— отметили в пресс-службе.
Впрочем, активная забота о том, чтобы потребителю было удобнее знакомиться с условиями договора, может привести к тому, что сами договора банковского обслуживания будут существенно сокращены, а основная информация будет размещена в форме публичной оферты на сайте банка. "Нет необходимости печатать весь договор крупным шрифтом, поскольку часть общих условий можно вынести в публичную оферту и разместить на сайте",— считает начальник Центра развития сберегательных, расчетных и комиссионных продуктов ОТП-банка Павел Нуждов. С ним согласен руководитель блока "Розничный бизнес" Альфа-банка Михаил Повалий: "Договор с общими условиями на 50-70 листов вряд ли кто-то будет читать, а индивидуальные условия договора вполне можно разместить на одном листке бумаги".
Такой подход со стороны банков грозит новыми рисками для их клиентов, предупреждают юристы. Проблемы могут возникнуть, если в случае спорных ситуаций клиент решит обратиться в суд. "Российские суды предпочитают иметь дело с бумагой, заверенной печатью, и с электронными документами работают весьма неохотно,— отмечает председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго.— Кроме того, оферта на сайте банков может измениться, поэтому сразу после заключения договора с банком физлицам, чтобы обезопасить себя на случай возможных судебных разбирательств с банком, придется заверять публичную оферту у нотариуса". А это дополнительные расходы, и немаленькие. Как сообщили "Ъ" в Федеральной нотариальной палате, подобную услугу оказывают все нотариусы и стоит она 3 тыс. руб. Также существует оплата дополнительных услуг, которая зависит от региона. Например, в Москве взимаются 3 тыс. руб. за составление описательной части протокола, а также, в случае наличия приложений к нему, 100 руб. за каждую страницу.
Очевидно, что опцию заверения договоров никто использовать не будет — как в целях экономии 3 тыс. руб., так и в силу низкой финансовой грамотности, уверены юристы. "Поэтому единственный способ защитить интересы потребителей в случае повсеместного введения оферт — это ЦБ обязать банки сохранять на своих сайтах все версии оферт и следить за выполнением банками этих требований",— отмечает управляющий партнер адвокатского бюро "Коблев и партнеры" Руслан Коблев.
обсуждение