При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Снижение спроса на повседневные товары в России в 2022 году оказалось глубже, чем в кризисные 2014-2015 годы - 3,4% против 1,6%, говорится в исследовании NielsenIQ.
NielsenIQ провела аудит FMCG-розницы по всей России, включающий более 200 торговых сетей, а также каналы традиционной торговли (рынки, павильоны) - суммарно более 120 тыс. точек.
"FMCG-рынок в России по итогам 2022 года продемонстрировал самое глубокое снижение объемов продаж с момента кризиса 2014-2015 годов. Номинальный рост рынка товаров повседневного спроса составил 13,6%, однако если разложить эту цифру на составляющие, то вклад реального потребления оказался отрицательным (минус 3,4%), а сами цифры роста обусловлены инфляцией (17%)", - отмечается в исследовании. В нем уточняется, что в период 2014-2015 годов реальное снижение потребления составило 1,6%, а инфляция - 14,1%.
Динамика спроса на отдельные категории товаров
Ключевыми драйверами роста рынка стали энергетические и спортивные напитки, водка и бренди, в то время как сигареты, фруктовые соки и мороженое внесли наибольший вклад в снижение потребления.
Среди основных товарных групп рост показали только натуральные продажи алкоголя (без учета тихого вина), однако их динамика в штуках замедлилась в 5 раз - до 0,7% в 2022 году против 3,7% в 2021 году.
По итогам 2022 года продовольственный рынок (без учета алкоголя и сигарет) вырос на 15,6% в денежном выражении. При этом объем продаж снизился на 4,4%, тогда как в 2021 году был отмечен рост на 3,7%. Самое значительное падение в натуральном выражении зафиксировано в категории детского питания - 11,6%.
Продажи непродовольственного сегмента в натуральном выражении в 2022 году снизились на 5,8% по отношению к показателям 2021 года. Одновременно с этим в денежном выражении заметно значительное ускорение: на фоне инфляции большинство непродовольственных категорий продемонстрировали двузначные темпы прироста, а лидерами среди них стали бумажная продукция (+32%) и средства для стирки (+20,4%).
Комментарии аналитиков
По словам директора по работе с ретейлерами NielsenIQ Россия Константина Локтева, в 2022 году произошли новые изменения, которые обусловили еще большее замедление продаж в индустрии. Одним из них стала трансформация ассортимента: на фоне логистических трудностей весной 2022 года наибольшее сокращение ассортимента наблюдалось именно в непродовольственных категориях - например, стиральных порошках, персональных средствах гигиены, средствах для мытья посуды и кондиционерах для белья, где сужение составило более 30%.
Еще одним фактором стала смена покупательских привычек при выборе товаров, обусловленная стремлением сэкономить. Например, в категориях средств для мытья посуды и шампуней наибольшей привлекательностью для покупателя стали пользоваться большие упаковки - то есть те товары, которые позволяют потребителю экономить в пересчете за литр или килограмм продукции, отмечает Локтев.
Одновременно с этим часть продаж перетекает в онлайн-канал, который зачастую предлагает покупателям более низкие цены. По итогам 2022 года рынок электронной коммерции в сфере FMCG вырос на 44% по сравнению с 2021 годом, заключил эксперт.
NielsenIQ - глобальная информационная компания, предоставляющая данные о рынке ритейла и покупательском поведении.
обсуждение