При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Российские власти заявляют об ускорении экономического роста в последнем квартале 2018 года. Но первые данные Росстата говорят об обратном. Деловая активность в октябре снизилась в добыче полезных ископаемых и в обрабатывающих отраслях. Предприниматели по-прежнему жалуются на слабый внутренний спрос, высокие налоги и неопределенность экономической ситуации в стране.
Росстат зафиксировал снижение в октябре 2018 года индекса предпринимательской уверенности, отражающего обобщенное состояние предпринимательского поведения. Напомним, ведомство каждый месяц рассчитывает сводный индекс, фиксирующий изменения настроений бизнес-сообщества, на основании опросов руководителей 3,8 тыс. организаций.
В результате индекс предпринимательской уверенности в добывающих производствах понизился в октябре до 0% после 1% в сентябре. В обрабатывающих производствах ситуация оказалась еще хуже – индекс рухнул с 3% в сентябре, до минус 5% в октябре. При этом в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха он вырос до 6% с 4% месяцем ранее, говорится в сообщении Росстата. В ведомстве Александра Суринова подчеркивают: на величину индекса предпринимательской уверенности влияние оказывает сезонный характер производства.
Оценка предпринимателями спроса на свою продукцию по-прежнему находится в минусовых значениях. В октябре текущего года баланс оценок респондентами спроса на продукцию в добывающих производствах составил минус 16%, в обрабатывающих производствах – минус 35%. Для сравнения: в октябре 2017-го спрос в добывающих компаниях составил минус 21%, в обработке – минус 30%.
Несмотря на негативные ожидания по спросу, опрошенные руководители компаний в целом оптимистично смотрят в будущее. Так, число оптимистически настроенных на рост производства в течение ближайших трех месяцев превышает число ожидающих снижения выпуска продукции в добыче полезных ископаемых на 14 процентных пунктов (п.п.), в обрабатывающих производствах – на 15 п.п., следует из расчетов Росстата. Однако большинство опрошенных ситуацию в своей компании скорее считают «удовлетворительной», нежели «благоприятной». «В октябре экономическую ситуацию в своей организации по добыче полезных ископаемых считают благоприятной 12% и удовлетворительной – 76% руководителей, в обрабатывающих производствах соответственно – 10% и 75% респондентов», – говорится в сообщении Росстата.
Улучшения же экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев ожидают в добыче полезных ископаемых 19% опрошенных, в обрабатывающих производствах – 25%, отмечают в ведомстве.
Средний уровень загрузки производственных мощностей, по оценке опрошенных руководителей, в октябре в добыче полезных ископаемых составил 72%, в обрабатывающих производствах – 64%. «90% респондентов в добыче полезных ископаемых и в обрабатывающих производствах считают, что их производственные мощности обеспечат удовлетворение ожидаемого в ближайшие шесть месяцев спроса на продукцию, из них 5% и 11% соответственно указывают на избыточность имеющихся мощностей», – сообщают в Росстате.
Если же говорить о факторах, ограничивающих, по мнению руководителей, рост производства, то в первую очередь называются недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке, неопределенность экономической ситуации и высокий уровень налогообложения.
Противоречивые ожидания промышленности не лучшим образом могут сказаться на общем росте экономики РФ. Напомним, согласно прогнозам МЭР, экономика страны по итогам года должна вырасти на 1,8%. Однако в настоящий момент темпы экономического роста, наоборот, замедляются. ВВП страны за девять месяцев текущего года увеличился на 1,6%, следует из расчетов ведомства Максима Орешкина. В третьем квартале рост ВВП в годовом выражении, по оценке министерства, замедлился до 1,3% с 1,9% во втором квартале.
Подобное замедление экономики чиновников мало смущает. Как считает глава МЭР Максим Орешкин, рост ВВП РФ в четвертом квартале ускорится и позволит по итогам 2018 года выйти на заложенные в прогноз показатели. По его словам, нет «критичного» отклонения от прогноза на год.
Позднее министр, впрочем, не исключил, что в текущем году рост ВВП страны может оказаться ниже официального прогноза в 1,8%. «Мы растем где-то в диапазоне между 1,5% и 2%», – сказал он в эфире телеканала «Россия 24», комментируя вопрос ведущего о прогнозе экономического развития. Отметим, такой же прогноз по росту экономики в текущем году дает и Центробанк.
Что же касается индексов предпринимательской уверенности в добыче и в обрабатывающих производствах, то они цикличны, считают эксперты «НГ». «В ноябре и декабре они, как правило, уходят в сторону отрицательных значений, аналогичная картина была и в 2017 году, а в 2016-м она была выражена еще более явно. Это сезонное явление, связанное на крупных производствах с приближением конца года, подведением итогов года. Растущие налоги и доминирование государства в экономике этому способствуют», – говорит аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов.
Доля сезонности в падении добычи и обработки ресурсов, несомненно, присутствует, соглашается профессор Российского экономического университета им. Плеханова Юрий Ляндау. «Но объяснять такое снижение только сезонными факторами неверно», – рассуждает экономист.
Ускорение экономического роста в четвертом квартале, которого так ждут в МЭР, вряд ли произойдет, сомневаются эксперты. «Четвертый квартал ничем не отличается от остальных трех, чтобы иметь повышенный шанс на быстрый экономический рост», – полагает Антонов. Аналитик обращает внимание на рост деловой активности в обеспечении электроэнергией, газом и паром. «Скорее всего это те госпредприятия, которые теперь доминируют везде – от авиаперевозок до банковского сектора – и которые растут по плану и за счет государственных денег независимо от уверенности их руководителей», – резюмирует эксперт.
Максим Орешкин в прошлую пятницу также напомнил, что одна из ключевых национальных целей развития, установленных указом президента, – это достижение темпов экономического роста выше среднемировых. «Это означает темпы выше 3%. Нам требуется серьезное ускорение темпов экономического роста (по сравнению с текущими. – «НГ»)», – отметил министр, тут же добавив, что «это непростая задача». «В рамках подготовки плана достижения национальных целей развития она раскладывается на несколько задач. Первая задача связана с обеспечением более позитивной динамики занятости. Вторая задача связана с усилением инвестиционной активности, третья задача связана с производительности труда», – перечислил чиновник. При этом он отметил, что была принята системная часть плана действий по повышению доли инвестиций в ВВП до 25%.
Планы властей по наращиванию доли инвестиций в ВВП также вызывают вопросы у многих отечественных экономистов. К примеру, эксперты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) в своем обзоре «Комментарии о государстве и бизнесе» ставят под сомнение подобный рост. Эксперты напоминают, что в базовом сценарии нового среднесрочного прогноза МЭР предполагается, что за 2018–2024 годы инвестиции в основной капитал должны вырасти на 47%, значительно опережая прирост ВВП (19,5%), за счет чего их доля в ВВП к 2025 году превысит 25%. «Из этого следует, что среднегодовой прирост инвестиций за этот период должен составить 5,6% при среднегодовых темпах прироста ВВП 2,6%», – указывают экономисты. Такая задача выглядит весьма амбициозной.
Эксперты подчеркивают: в существующей экономической модели динамика инвестиций скорее следует за ростом ВВП, чем наоборот. «Попытки ускорения инвестиций за счет финансового стимулирования или административных мер могут оказаться неэффективными. Улучшение ожиданий частных инвесторов и опережающий рост инвестиций возможны лишь в случае реального сокращения административной и силовой нагрузки на бизнес в сочетании с более активной поддержкой несырьевого экспорта», – считают во ВШЭ.
обсуждение