При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России 29 апреля в шестой раз подряд может сохранить ключевую ставку без изменений на уровне 11%, полагают аналитики, опрошенные ТАСС. Однако все больше экспертов не исключают того, что ЦБ решится на снижение ставки уже на апрельском заседании, улучив момент на фоне снижения инфляционных рисков. Эксперты надеются, что ЦБ в своих дальнейших действиях возьмет курс на смягчение денежно-кредитной политики (ДКП).
Из пятнадцати опрошенных аналитиков пятеро считают, что ставка может быть понижена уже в ближайшую пятницу, больше половины сходятся во мнении, что если не 29 апреля, то на одном из ближайших заседаний совета директоров ЦБ все-таки ее снизит.
"На ближайшем заседании 29 апреля Банк России может снизить ключевую ставку на символические 0,25-0,5 п.п. преимущественно в рамках управления инфляционными ожиданиями. С одной стороны, ежемесячные темпы инфляции упали до уровня около 5-6% годовых, что уже достаточно близко к среднесрочной цели 4%, а основные инфляционные риски по-прежнему лишь падают. С другой стороны, смягчение денежно-кредитной политики сейчас происходит даже без снижения ключевой ставки за счет перехода банковской системы к режиму профицита ликвидности", - отмечает старший аналитик группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.
Банк России вот уже 9 месяцев держит ключевую ставку на неизменном уровне в 11%. Понизить ее регулятору мешали рост инфляционных ожиданий, угроза недополучения триллионов доходов бюджета из-за падения цен на нефть, риски углубления рецессии.
Большинство аналитиков все же склоняются к мнению, что на предстоящем заседании Банк России сохранит ключевую ставку. "Основными аргументами в пользу данного решения могут являться инфляционные риски, в том числе в связи с неопределенностью параметров бюджета на 2016 год и ожидаемым структурным профицитом ликвидности, а также сохранение нестабильности на финансовых и товарных рынках", - говорит замначальника департамента анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Гульнара Хайдаршина.
Примерно такие же доводы и у главного экономиста Альфа- банка Наталии Орловой.
"Одна из важных причин: в апреле инфляция опять составила 0,2%. Замедление инфляции, которое было в марте и в начале апреля, приостановилось", - говорит она. Кроме того, по ее словам, руководители ЦБ в последнее время высказывали обеспокоенность по поводу сохраняющейся проблемы роста расходов бюджета.
Старший аналитик по долговому рынку "Уралсиб Кэпитал" Ирина Лебедева полагает, что снизить ключевую ставку на апрельском заседании ЦБ помешает и ожидаемое в этом году повышение процентной ставки ФРС, результатом которого станет уменьшение дифференциала процентных ставок между рублевыми и валютными инструментами. "Это всегда негативный фактор для валют развивающихся стран. Снижать ключевую ставку со стороны ЦБ в таких условиях может быть рискованно", - отмечает Лебедева.
ФРС 28 апреля сохранил ставку в текущем диапазоне 0,25-0,5%. В декабре 2015 года американский регулятор повысил процентную ставку на 25 б.п. до 0,25-0,5% с 0-0,25% годовых. Следующее повышение ставки ФРС большинство экспертов ожидают лишь в 3 квартале текущего года. Прежде базовая учетная ставка ФРС поднималась лишь в июне 2006 г., с декабря 2008 г. до декабря 2015 г. она оставалась практически на нуле - в диапазоне 0-0,25%.
Если снижения ключевой ставки не произойдет, то ЦБ обязательно поменяет свою риторику в сторону смягчения денежно-кредитной политики, уверены аналитики и финансисты от власти. "Инфляционные риски низки и продолжают снижаться. Инфляционное давление от рубля, оно ушло в сторону снижения инфляции, а не ускорения», - отмечает главный экономист по России и СНГ BofA Merrill Lynch Владимир Осаковский.
Изменения курса ожидают от ЦБ и в Минэкономразвития. По словам замминистра экономического развития Николая Подгузова, перелом в инфляции и инфляционных ожиданиях в РФ наступил.
"Предпосылки для снижения ставок созданы. Начало этого цикла может быть в каких-то словесных интервенциях и риторике пресс-релиза (по итогам заседания совета директоров ЦБ по ключевой ставке - прим. ред). Это может быть просто фактическое снижение ставки и так далее, - говорит Подгузов. - И здесь надо посмотреть, каким образом наиболее оптимально это сделать". По его мнению, важно, чтобы этот цикл снижения ключевой ставки был длительным, чтобы сигнал был четким и действовал в течение (с учетом целей по инфляции) как минимум, нескольких кварталов, если не лет.
Более резко ранее высказался министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, заявив, что ЦБ РФ зря не спешит со снижением ключевой ставки - уровень инфляции позволяет это сделать. В 2015 году инфляция в РФ составила 12,9%, в марте этого года годовая инфляция упала уже до 7,3%, а ключевая ставка по-прежнему зафиксирована на уровне 11% годовых.
В заочный спор с Минэкономразвития вступил Минфин. Замглавы Минфина Максим Орешкин пояснил, что "денежно- кредитная политика - это гораздо более сложная вещь, чем просто смотреть на текущий уровень инфляции и сравнивать его со ставкой".
"Важна инфляция, важно достижение среднесрочной цели, важна динамика инфляционных ожиданий, важно разработать трансмиссионные механизмы денежно-кредитной политики, потому что на самом деле ставка 11% полгода назад и ставка 11% сейчас - это две большие разницы", - отмечал он в середине апреля.
Если год назад в пассивах банков был большой объем заимствований ЦБ, и это был основной канал, через который ключевая ставка влияла на все ставки в экономике, то сейчас можно увидеть, что рефинансирования практически не осталось. Более того, некоторые банки, причем довольно крупные, уже перешли в ситуацию профицита ликвидности, пояснил замминистра.
При этом все больше экспертов склоняются к точке зрения Минэкономразвития, заявляя, что пришло время не для смягчения риторики, а для снижения ставки.
"Сейчас есть все объективные условия для того, чтобы ЦБ мог решительно снизить ключевую ставку до однозначных величин. Хотя бы обозначить ее психологическим уровнем 9,9%. Это был бы ключевой сигнал для экономики", - уверен глава комитета Госдумы по экономической политике, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. По его мнению, снижение ключевой ставки до однозначных величин могло бы стать первым шагом для роста кредитов экономике и нефинансовому сектору.
По оценкам АКРА, при отсутствии дополнительных шоков со стороны сырьевых цен и сохранения дефицита федерального бюджета в диапазоне 3,5-4,5% ВВП в течение года можно ожидать суммарное снижение ключевой ставки на 1,5-2 п.п.
"Во втором полугодии возможно небольшое снижение. При умеренном развитии ситуации регулятор сможет снизить ставку до 10,5%, при самом оптимистичном до 10%", - полагает в свою очередь старший аналитик по долговому рынку "Уралсиб Кэпитал" Ирина Лебедева.
По мнению главного экономиста БКС Владимира Тихомирова, вместо того, чтобы ждать, когда инфляция снизится еще сильнее, а затем резко снижать ключевую ставку, регулятор мог бы начать ее плавное понижение в апреле. Он ожидает снижение ставки в апреле до 10,5%, затем еще на 50 б.п. в июне, а к концу года ставку в районе 9% или даже 8,5% в зависимости от уровня инфляции.
"Еще присутствуют угрозы и со стороны цен на нефть, и курса рубля, и со стороны бюджета. Но спрос на ликвидность на рынке не видно, Сбербанк снизил ставки по депозитам. Ставки на межбанковском рынке остаются стабильными, ниже ключевой ставки ЦБ. Все ожидают, включая и ЦБ, дальнейшее снижение инфляции", - говорит он.
обсуждение