При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Вчера в рамках Гайдаровского форума Всемирный банк (ВБ) представил результаты "комплексного диагностического исследования" экономики РФ. Его цель — обнаружить пути достижения страной экономического роста, результаты которого доступны наименее защищенным гражданам, и определить основные ограничения его достижения. Основным препятствием для развития оказалось само государство, политика которого привела к концентрации собственности на активы, расслоению доходов и низкому качеству корпоративного управления.
Структурные реформы 1990-х и высокие цены на сырье в 2000-х обеспечивали РФ высокие темпы экономического роста, значительные бюджетные резервы, рост производительности и снижение уровня бедности вплоть до 2012 года. С окончанием "сырьевого суперцикла" в 2014 году и вхождением экономики в рецессию проявились недостатки модели развития, когда государство за счет бюджетной поддержки и разросшегося госсектора обеспечивало рабочие места, госуслуги и масштабную систему трансфертов и субсидий. Именно в этом авторы доклада видят суть действовавшего до последнего времени общественного договора, когда "граждане делегируют государству роль руководителя и управляющего в обмен на социальную политику, имеющую самый широкий охват".
Новая экономическая реальность и затухание реформ снизили способность государства поддерживать общественный договор в прежнем виде в силу растущих бюджетных ограничений и отсутствия развитого частного сектора. Выход в ВБ видят в повышении производительности и совершенствовании человеческого капитала — все это предполагает многомиллиардные инвестиции в инфраструктуру, стимулирование инновационной активности, реформу пенсионной системы и систем соцобеспечения и здравоохранения.
Одним из основных препятствий для этого выступает низкое качество госуправления. Хотя государство добилось "некоторых улучшений качества и эффективности госуправления... по большинству международных показателей качества госуправления рейтинг России по-прежнему ниже 50-го процентиля",— отмечено в докладе. ВБ выделяет четыре основные меры, которые необходимо принять в ближайшее время для повышения открытости, качества госуправления и правоприменения. Прежде всего, необходимо ускорить реализацию плана противодействия коррупции и гарантировать беспристрастное, прозрачное и предсказуемое применение законов. Для этого потребуется развивать механизмы подотчетности госорганов обществу и учета мнений граждан — сейчас суды "воспринимаются как структуры, подверженные влиянию исполнительной власти". Нуждаются в улучшении и система госзакупок (в ней нужно повышать конкуренцию за госконтракты), и система электронных госуслуг (она позволит снизить уровень бытовой коррупции). Хотя правила и стандарты госуслуг были кодифицированы, их внедрение не завершено из-за сложностей интеграции системы во все органы власти и отсутствия федерального финансирования этих реформ.
Вместе с тем необходимо завершить внедрение нового кодекса корпоративного управления, что актуально для госпредприятий, финансовых посредников и компаний, зарегистрированных на бирже. В ВБ отмечают, что сейчас в советах директоров недостаточно представлены независимые директора, а информация о структуре собственности и сделках раскрывается в минимальной степени. С учетом этого высокая концентрация собственности в госкомпаниях не обеспечивает защиты прав миноритарных акционеров. Увеличение качества корпуправления является основным условием для прихода в РФ частного иностранного капитала, отмечают авторы доклада. Предоставление же услуг государством должно увязывать их финансирование с полученными результатами на всех этапах — от планирования до завершения.
"Реформы необходимо проводить срочно, пока неравенство и уязвимость не обострились в условиях бюджетных проблем, демографические изменения не начали оказывать чрезмерно сильное давление на спрос на рабочую силу и на бюджетные ресурсы и не исчезли возможности для закрепления результатов десятилетия успешного роста",— предупреждают в ВБ.
обсуждение