При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Всемирный Банк заявил об относительной стабильности банковского сектора России. Об этом говорится в "Докладе об экономике России", подготовленном Всемирным банком (ВБ).
"На фоне продолжающегося восстановления экономики и политики упреждающих мер со стороны регулятора в российском банковском секторе отмечается относительная стабильность. Банк России предпринимает своевременные шаги по ослаблению рисков, связанных с ускорением роста потребительского кредитования. Кроме того, регулятор продолжил меры по оздоровлению банковского сектора, продолжая отзывать лицензии у небольших банков и сосредоточив усилия на финансовом восстановлении крупных финансовых организаций", - отмечается в документе.
Эксперты Всемирного Банка также отмечают, что по мере продолжающегося восстановления экономики и увеличения темпов роста кредитования при сохранении разнонаправленной динамики в различных сегментах, показатели рентабельности сектора остаются стабильными. "По мере повышения спроса на кредитные ресурсы в сегменте корпоративного кредитования наблюдается рост. Так, по состоянию на 1 мая 2019 года кредиты корпоративному сектору в рублях увеличились на 11,4% год к году. Сегмент розничного кредитования в рублях продолжает расти двузначными темпами - прирост 24,0% год к году", - говорится в документе.
Рост ВВП
Всемирный банк прогнозирует рост экономики России по итогам 2019 года на уровне 1,2%, с ускорением до 1,8% в 2020 году. "В целом прогноз роста российской экономики на 2019-2021 годы остается сдержанным: от 1,2% до 1,8% в 2019-2021 годах в соответствии с долгосрочным потенциальным ростом экономики около 1,5%. Как ожидается, рост ВВП составит 1,2% в 2019 году", - говорится в докладе.
Помимо слабого внутреннего спроса, к числу факторов, замедляющих рост ВВП во втором квартале, Всемирный банк относит дальнейшее сокращение объемов добычи нефти и ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, что отрицательно сказывается на росте экспорта.
Смягчение денежно-кредитной политики и ускорение реализации национальных проектов могут способствовать ускорению роста во втором полугодии. Тем не менее, банк ожидает, что вследствие эффекта переноса слабая динамика роста в первом полугодии негативно повлияет на годовые показатели роста. В 2020 и 2021 годах ожидается ускорение роста ВВП до 1,8%.
Однако в докладе сообщается, что прогноз сопряжен с рисками. Среди негативных факторов - расширение экономических санкций, ухудшение настроений на финансовом рынке, осложнение условий мировой торговли и резкое падение цен на нефть. Наблюдающийся в последнее время двузначный рост кредитования домохозяйств может поставить под угрозу финансовую стабильность в случае ухудшения макроэкономической ситуации. Рост государственных инвестиций зависит от успешной и эффективной реализации инициатив правительства в области инвестиций в инфраструктуру. Что касается положительных факторов, отмечает Всемирный банк, то национальные проекты, направленные на развитие человеческого капитала и повышение производительности, могут оказать позитивное воздействие на потенциальный рост России в среднесрочной перспективе в зависимости от того, насколько успешно они будут реализованы.
Потери бюджета
Потери бюджета РФ от неформальной занятости населения в стране по оценке Всемирного банка составляют от 1% ВВП до 2,3% ВВП. "Доля неформальной занятости - распространенного явления в России - оценивается в диапазоне от 15,1% до 21,2%. Потери бюджета от недополученных платежей работников, не занятых в формальном секторе, оцениваются в 1%-2,3% ВВП", - говорится в докладе.
По мнению специалистов банка, меры по снижению налогообложения фонда оплаты труда для сокращения издержек работодателей, связанных с наймом формальной рабочей силы, недостаточны. "Необходим трехсторонний стратегический подход, который бы обеспечил большую гибкость трудового законодательства в некоторых сферах за счет более эффективного правоприменения, (более устойчивую систему социального страхования с улучшенными пособиями по безработице, и более квалифицированную рабочую силу)", - говорится в докладе. Всемирный банк в качестве решения предлагает внести поправки в российский Трудовой кодекс и законодательные акты в части трудовых договоров, минимального размера оплаты труда и увольнений по сокращению штатов.
Противодействием для сокращения неформальной занятости, по мнению экспертов банка, может стать более активное создание рабочих мест в формальном секторе. В 2017 и 2018 годах чистый рост новых рабочих мест на средних и крупных предприятиях был почти нулевым.
При этом в ВБ отмечают, что стабильный экономический рост, повышение зарплат в частном секторе и индексация пенсий с учетом инфляции должны оказать поддержку располагаемым доходам населения и способствовать постепенному снижению уровня бедности в 2019-2021 годах.
Ускорение экономического роста
Результативная реализация нацпроектов может повысить потенциал роста ВВП РФ, прогнозируемый на уровне 1,2-1,8% в 2019-2021 годах.
"Экономический рост в России прогнозируется на уровне 1,2-1,8% в 2019-2021 годах. При условии эффективной и результативной реализации национальных проектов потенциальный рост может повыситься, но только после 2021 года", - говорится в материалах Всемирного банка.
Смягчение денежно-кредитной политики в России и ускорение реализации нацпроектов могут способствовать ускорению роста ВВП РФ во втором полугодии 2019 года. "В 2019 году прогнозируемый рост составляет 1,2%. Помимо слабого внутреннего спроса, к числу факторов, замедляющих рост ВВП во втором квартале, относятся дальнейшее сокращение объемов добычи нефти и ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, (что отрицательно сказывается на росте экспорта). Смягчение денежно-кредитной политики и ускорение реализации национальных проектов могут способствовать ускорению роста во втором полугодии", - говорится в материалах Всемирного банка.
"Тем не менее, мы ожидаем, что вследствие эффекта переноса слабая динамика роста в первом полугодии негативно повлияет на годовые показатели роста. В 2020 и 2021 годах ожидается ускорение роста ВВП до 1,8%. После замедления в 2019 году ожидается возобновление роста потребления населения, а реализация национальных проектов поддержит инвестиционный спрос", - отмечают эксперты Всемирного банка.
В I квартале текущего года рост ВВП РФ составил 0,8%. Минэкономразвития РФ сохраняет прогноз по росту экономики по итогам 2019 года на уровне 1,3%. В 2020 году рост ВВП составит 2% и продолжит ускорение до уровня 3,3% по итогам 2024 года.
Потребительское кредитование
Потребительское кредитование в России растет быстрыми темпами, но признаков кризиса в сегменте пока нет. "Несмотря на быстрый темп роста розничных кредитов в России, текущее положение отличается от ситуации 2014 года, которая привела к кризису розничного кредитования. В настоящее время розничное кредитование в России растет более медленными темпами, чем в 2012-2013 годах. Кроме того, нет признаков роста проблемных кредитов", - говорится в документе. Также подчеркивается, что совокупный показатель просроченной задолженности в банковском секторе в целом остается стабильным с начала года, при этом отмечаются некоторые признаки его снижения.
В то же время, Всемирный Банк отмечает, что увеличение темпов роста потребительского кредитования в России может нести риск финансовой стабильности в случае ухудшения макроэкономических условий.
"Отмечаемое в последнее время быстрое наращивание темпов роста потребительского кредитования может поставить под угрозу финансовую стабильность в случае ухудшения макроэкономической ситуации", - отмечается в документе.
В ЦБ отмечали, что темпы роста кредитования заметно опережают как рост номинальных доходов, так и заработных плат. Регулятор также не исключал, что может применить меры для сдерживания темпов роста потребительского кредитования, если динамика останется такой же высокой.
Инфляция
Всемирный банк ожидает возврат инфляции в РФ к целевому показателю ЦБ в 4% в 2020-2021 годах, а в течение 2019 года - ее замедления до 5% после мартовского пика, говорится в докладе организации.
"При поддержке относительно высоких цен на нефть в 2019-2021 годах ожидается сохранение профицита консолидированного бюджета РФ. Пик потребительской инфляции был пройден в марте 2019 года. Ожидается ее замедление в течение всего 2019 года до среднегодового значения 5% год к году. Возврат инфляции к целевому показателю Банка России в 4% ожидается в 2020-2021 годах. Прогноз сокращения профицита платежного баланса отражает более низкие цены на нефть и оживление импорта. Ожидается постепенное снижение чистого оттока капитала, в том числе за счет сокращения выплат по внешнему долгу", - говорится в докладе.
Согласно прогнозу ЦБ, на конец 2019 года инфляция в РФ будет на уровне несколько выше 4%. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, что ведомство ожидает инфляцию в России по итогам 2019 года на уровне ниже 4%, и уже к концу июня менее 5%. Согласно официальному прогнозу Минэкономразвития, инфляция в РФ на конец 2019 года должна составить 4,3%.
Снижение бедности
Бедность в РФ снизится до 2021 года, но социальная уязвимость по-прежнему высока, и властям необходимо продолжать ее мониторинг. "В 2019 году и в период до 2021 года прогнозируется дальнейшее снижение умеренного уровня бедности, но необходимо продолжать мониторинг социальной уязвимости. Продолжающийся рост экономики, увеличение оплаты труда в частном секторе и индексация пенсий на уровень инфляции поддержат реальные располагаемые доходы населения и будут способствовать постепенному снижению уровня бедности. Вместе с тем, у многих людей нет официальной занятости, и многие домохозяйства по-прежнему находятся у черты бедности. Это свидетельствует о довольно высоком уровне социальной уязвимости, требующем продолжения постоянного пристального мониторинга", - говорится в докладе.
Счетная палата в конце мая сообщила, что считает маловероятным, что реальные доходы населения будут расти по итогам 2019 года после падения в первом квартале, а по итогам года реальные доходы будут падать. Снизить бедность, по оценкам ведомства, в текущем году также не удастся.
Ослабление бюджетного правила
Инвестирование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в инфраструктурные проекты РФ может нивелировать результаты, которые были достигнуты правительством благодаря бюджетному правилу.
Ликвидная часть Фонда национального благосостояния к концу 2019 года, по прогнозам правительства РФ, может превысить 7% ВВП, что даст возможность инвестировать часть средств в национальные инфраструктурные проекты. "Инфраструктурные потребности России огромны, однако крупные инвестиции в национальные инфраструктурные проекты за счет ликвидных средств Фонда могут нивелировать результаты, достигнутые благодаря бюджетному правилу", - говорится в докладе Всемирного банка.
Ранее первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов сообщал, что правительство РФ до конца 2019 года определится с критериями, по которым будут отбирать проекты для вложения средств Фонда при достижении им порога инвестирования в 7% ВВП. Силуанов напомнил, что по стратегии инвестирования средств ФНБ есть две позиции. Первая - это вложение денег в зарубежные активы, чтобы избежать давления на курс, на инфляцию и на ужесточение денежно-кредитной политики. Вторая позиция - вложение во внутренние активы, в проекты, которые генерирует дополнительный инвестиционный спрос частного бизнеса. Он отметил, что правительство договорилось координировать с Центральным банком вопрос о том, в каких объемах и на каких условиях будут вкладываться средства.
Заместитель министра финансов РФ Андрей Иванов ранее сообщил, что средства ФНБ могут быть задействованы для финансирования проекта газового комплекса в Усть-Луге.
Объем средств ФНБ, по данным на 1 июня, составил 3,821 трлн рублей, что эквивалентно $58,743 млрд. При этом совокупный доход от размещения средств ФНБ в разрешенные финансовые активы в 2019 году составил 20,102 млрд рублей, что эквивалентно $309 млн.
Расходы на образование
Россия уступает экономикам развитых стран по доле расходов на образование и здравоохранение. Наращивание инвестиций в эти сферы позволит обеспечить рост производительности в РФ.
"Доля расходов на образование и здравоохранение мала по сравнению с развитыми экономиками, тогда как доля расходов на государственный сектор превышает показатели развитых экономик. Доля расходов в категории "национальная экономика" (которая включает государственную поддержку различным отраслям экономики, в том числе строительство и обслуживание дорог) также превышает показатели передовых экономик", - указывают эксперты Всемирного банка. Для сравнения в докладе были использованы данные об уровне расходов РФ на образование и здравоохранение за 2018 год и последние показатели по расходам в этих сферах по США, Японии, Канаде, Китаю и 23 европейским странам.
"Наращивание инвестиций в здравоохранение и образование может способствовать росту производительности в России. Ожидаемый рост инвестиций в здравоохранение и образование в рамках национальных проектов - при условии эффективного расходования средств - может улучшить производительность", - подчеркнули в международной организации.
обсуждение