При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
О состоянии российской экономики и ее стрессоустойчивости в интервью Finversia.ru рассказал доктор экономических наук, профессор, публицист и писатель Яков Миркин.
«Из прошлых кризисов мы выходили «дурачком». В 1998 году вдруг начинала расти цена на нефть и другое сырье, и ситуация выправилась. В 2009 году происходило то же самое, в 2014-2016 годах так уже не случилось. Цены на сырье, от которых мы зависим, приподнялись, экономика стабилизировалась, но бурного выхода из кризиса не произошло, экономика стагнировала, продолжала находиться под санкциями и она все время как бы «черствела». В ней все было настроено на торможение – и регулятивная нагрузка, и малодоступный кредит, и высокий процент, и валютный курс, и очень высокие налоги. Она была настроена на торможение еще и потому, что вместо инвестиций все время резервировала, резервировала, резервировала, не вкладывая в рост. И в итоге становилась все более хрупкой моделью сырьевой экономики», - отметил он.
«Я думаю, что мы все это время продолжали болеть, и болезнь усугублялась. И если сейчас проснуться и вновь увидеть нефть по 60$ – да, конечно, будет облегчение. Но взрывного роста не будет ни при каких обстоятельствах, если не будет меняться модель – модель коллективного поведения, модель экономики. Если экономика не будет настраиваться на сверхбыстрый рост – «дурачком» вот так уже не выйти. И как мы были отстающей экономикой – каждый год мы отставали в темпах экономического роста от всего мира – так и будем. То есть мы нуждаемся не в амбулаторном, а в довольно жестком операционном лечении, которое бы настраивало экономику на очень простые вещи – семья, человек, продолжительность жизни и связанные с этим экономический рост и модернизация», - полагает эксперт.
обсуждение