При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Сохраняющееся стремление покупателей экономить помогло дискаунтерам нарастить продажи в 2016 году.
"Цена как фактор выбора остается одним из ключевых, что дает преимущество в первую очередь дискаунтерам, которые по итогам 2016 года нарастили продажи на 15,3%", - говорится в сообщении исследовательской компании Gfk Rus. Формат продемонстрировал рост показателей как частоты покупок, так и размера среднего чека.
Из крупных форматов заметно приросли гипермаркеты (на 5,8%), но в этом канале частота покупок растет медленнее, а доля маленьких и средних покупок увеличилась на 3 процентных пункта (в дискаунтерах - на 1 п.п.), что с учетом падения среднего чека сказалось на темпах роста этого формата.
Аналитики Gfk также отмечают еще два канала с высоким потенциалом роста - парфюмерно-косметические и хозяйственные магазины (дрогери), которые продемонстрировали рост на 19,6%, и онлайн-магазины (35%). Их развитие подтверждает, что наряду с ценой для потребителя по-прежнему важна широта ассортимента, отмечается в сообщении.
В 2016 году впервые за 3 года down trading (переключение потребителей на более дешевые товары в категории) перестал быть главным фактором, оказывающим давление на продажи. В непродовольственном сегменте рынка марки-лидеры и премиальные продукты возвращают утраченные позиции. По мнению аналитиков, down trading может замедлиться и в продовольственном секторе, хотя ситуация в категориях складывается разнонаправлено.
В сегменте овощей и фруктов объемы продаж остались стабильными за счет "борщевого набора", который в 2016 году подешевел более чем на 20%. В то же время продажи подорожавших томатов сократились на 7% в натуральном выражении, картофеля - на 3,4%. "Скорее всего, сказывается то, что россияне всерьез взялись за возделывание огородов на дачах и приусадебных участках. 46% российских домохозяйств имеют дачу и участок и выращивают "свои" овощи и фрукты, и 9 из 10 этих семей делают запасы свежих овощей и фруктов и консервацию на осенне-зимний период", - полагают аналитики Gfk.
В сегменте мяса выросли продажи более дорогой продукции - индейки и свинины, что может быть обусловлено "усталостью" потребителей от курятины, продажи которой активно росли в предыдущие годы.
Кроме того, в России вырос спрос на премиальную говядину - при средней розничной цене 860 рублей за килограмм. "Это пример того, что даже в условиях стагнации рынка есть возможности для премиальных и даже супер-премиальных продуктов питания. В 2016 году 5,5 млн российских семей покупали мраморную говядину и полуфабрикаты из нее", - отметил заместитель генерального директора GfK Rus Сергей Яшко, процитированный в сообщении.
В целом, несмотря на рост позитивных потребительских настроений, желание потребителей экономно тратить деньги при покупке товаров повседневного спроса пока никуда не делось. В 2016 году потребление снизилось на 1,3% в натуральном выражении. При этом наблюдается тенденция экономии на продовольственных категориях и перераспределение бюджетов домохозяйств в пользу товаров личной гигиены. Лидерами роста в этой категории стали продукты по уходу за лицом (плюс 28% по стоимости и 9% в штуках). По итогам 2016 года "выигрыш" сектора товаров личной гигиены от перераспределения семейных бюджетов составил 17,3 млрд рублей.
обсуждение