При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На финансовом рынке появился новый вид мошенничества. К специалистам по избавлению от долгов и исключению из черных списков добавились псевдоюристы, обещающие за комиссию вернуть страховку, уплаченную банку при оформлении кредита. В большинстве случаев они, как и две первые категории мошенников, создают видимость бурной, но безрезультатной деятельности. Но есть и те, кто собирает персональные данные граждан в неблаговидных целях.
О появлении на рынке «расстрахователей», готовых избавить клиента банка от навязанной при оформлении кредита страховки, рассказали “Ъ” банкиры, страховщики и правозащитники. Эксперты связывают возникновение большого количества подобных компаний с шумихой вокруг кредитных страховок. Она поднялась из-за грядущего увеличения периода охлаждения (в течение которого можно расторгнуть договор страхования и вернуть деньги, сейчас пять дней) и возможного распространения его на договоры коллективного страхования (идею предложили страховщики и правозащитники и готов поддержать регулятор, а также из-за судебных побед заемщиков в спорах об отказах от навязанных страховок с банками.
Подобные специалисты возникают практически в любых чувствительных для клиентов банков громких темах, отмечают собеседники “Ъ”. Наглядными примерами могут служить «раздолжнители» и «разблокировщики», обещающие исключение из черного списка отказников ЦБ и возврат средств с заблокированного счета.
«Расстрахователей» можно условно разделить на три типа, рассказывает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
«Первые — обычные юристы, которые за деньги обещают вернуть навязанную при получении кредита страховку, когда речь идет об индивидуальных договорах страхования с еще не истекшим периодом охлаждения,— поясняет он.— Проблему представляют псевдоспециалисты, которые берутся за возврат страховки в любых, в том числе и безнадежных случаях, например, по договорам коллективного страхования (сейчас законом такая возможность не предусмотрена)». По его словам, их можно подразделить на две категории — относительно безобидных, тех, кто создает видимость деятельности, заваливая банки пустыми исками и запросами, но ничего не добивается в итоге, и тех, чья цель — получение персональных данных доверчивых клиентов в мошеннических целях.
В розничных банках подтвердили, что сталкивались с «расстрахователями». «Эти псевдоюристы раздавали листовки возле одного из отделений банка,— отмечает зампред правления "Ренессанс кредита" Сергей Королев.— И наш сотрудник вышел с ними на контакт под видом клиента». «Расстрахователи» предложили держать с ними связь через Instagram. Заключать договор, подписывать заявление или же выдать доверенности клиента не просили, зато потребовали скан-копию паспорта и реквизиты счета в банке, а также номер мобильного телефона, рассказывает Сергей Королев. «Мы также сталкивались с подобными "специалистами",— отмечает директор департамента правового обеспечения ХКФ-банка Александр Гонтаренко.— Причем как с разводящими имитацию юридической деятельности, так и стремящимися получить доступ к персональным данным».
По словам Сергея Королева, те, кто собирает персональные данные, скорее относятся к полукриминальным элементам, для банков они угрозы не представляют, а вот у клиентов банков могут увести средства со счета или набрать займов на их имя.
По словам главы Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, страховые компании тоже периодически сталкиваются с подобными псевдоюристами. На данный момент, уточнил он, никто с ними не борется, так как доказать незаконность их действий достаточно сложно. В ЦБ пока не получали жалоб на действия «расстрахователей».
Эксперты уверены, что отчасти победить «расстрахователей» могут силовики, если займутся проблемой. «Активная деятельность правоохранительных органов в виде вызова на допросы тех же подозреваемых в хищении персональных данных должна охладить пыл многих»,— отмечает управляющий партнер Lidings Андрей Зеленин. Пока же, по его словам, необходимо максимальное информирование населения о рисках подобных услуг. Виктор Климов подчеркивает, что появление посредников — это яркое свидетельство наличия проблемы. По его словам, ЦБ придется «побороться, чтобы порядок отказа от страховок был доступен и понятен, тогда проблема исчезнет».
обсуждение