При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Защита информации от кибермошенников становится все более актуальной на фоне роста атак на российский финансовый сектор, поэтому отечественные банки, в том числе ВТБ, усиливают развитие IT-направления в поисках новых механизмов борьбы с хакерами, заявила в интервью агентству "Прайм" зампред правления ВТБ Ольга Дергунова, которая курирует в банке IT.
"Мы считаем, что необходимо создание технологической платформы, где кредитные организации и телекоммуникационные компании могли бы обмениваться фродовой информацией. Это абсолютно правильный подход... Мы готовы инвестировать в эту платформу, принимать участие в ее создании", - сообщила она.
Активность хакеров в отношении банков резко возросла в 2016 году. Так, в начале ноября пять крупных российских банков из топ-10 подверглись DDoS-атакам.
В мае 2017 года, по данным Европола, более 200 тысяч пользователей в 150 странах были атакованы с помощью вируса-вымогателя Wannacry. В "Лаборатории Касперского" сообщали о 45 тысячах попыток хакерских атак в 74 странах по всему миру 12 мая, наибольшее число попыток заражений наблюдалось в России.
"Наши штатные системы предотвратили попадание вируса в сеть, когда началась атака, мы не предпринимали никаких специальных мер. Мы ведем ежедневный мониторинг кибератак. ВТБ, как и любой банк, - идеальный объект для вирусных атак, поэтому мы вкладываем много средств и усилий в обеспечение безопасности сбережений наших клиентов", - рассказала Дергунова о действиях сотрудников банка при атаке Wannacry.
Цифровое будущее
Дергунова, с 1995 по 2007 год возглавлявшая представительство Microsoft в России и СНГ, не понаслышке знакома с эволюцией интернет-технологий.
"Сегодня лидеры в области технологических платформ, программного обеспечения, интернет-сервисов - это совсем не те, кто развивал и инвестировал в технологии в конце 1990-х годов. Кризис 1997-1998 года убил в интернет-индустрии большую часть инвестиций, но помог подняться ряду компаний, например, таких как Amazon, из которой родилась интернет-торговля. Кризис 2006 года обвалил акции технологических компаний, но дал возможность для новых бизнес направлений", - вспоминает она.
Зампред правления ВТБ предостерегает от эйфории, охватившей IT-сообщество в связи с развитием "блокчейн" (blockchain) - системы организации распределенной базы данных, которая сама по себе исключает мошенничество и кражу данных. Над вопросом применения технологии работает и Банк России.
"Есть ощущение, что сегодня технология распределенного реестра (блокчейн) – это универсальная "таблетка" от многих централизованных задач, но одно "лекарство" не может применяться везде", - сказала она. Для того чтобы прийти к пониманию, где использовать эту технологию, надо попытаться применить ее в самых разнообразных областях, обменяться этим опытом, говорит Дергунова.
Эти технологии тестируются и в ВТБ. "Мы сейчас работаем по направлениям блокчейн, цифровой идентификации, системы обмена платежей, big data и искусственного интеллекта. Вопрос информационной безопасности существует в каждом из этих компонентов, которые мы начинаем тестировать", - сказала она.
ВТБ также начал работать над проектами цифровой идентификации клиента и цифровым контрактом. "В первую очередь, планируется сосредоточиться на том, чтобы уйти от применения паспорта как бумажного носителя. Мы ведем эту дискуссию с коллегами по индустрии, чтобы сделать так, что с момента рождения гражданина начинала накапливаться его цифровая история, которая не приведет к появлению бумажного документа ни на одном из этапов жизни", - отметила она.
Некоторые биометрические технологии уже используются в мобильных приложениях банка, рассказала Дергунова.
Банки без офисов
Поведение клиентов банков с развитием технологий также меняется – люди более активно пользуются онлайн-услугами. "Поэтому все, что возможно сделать через интернет, должно быть переведено в онлайн в обязательном порядке", - говорит Дергунова.
"Мы думаем, что останутся услуги, в которых человеческое общение будет востребовано. Прежде всего, есть категория граждан, которой сложно найти себя в цифровом мире - это люди старшего поколения или люди, имеющие ограниченные возможности", - считает замглавы ВТБ.
Также участие человека необходимо в сложно структурированных сделках. "Мне сложно представить, что вопрос об акционерном капитале и сделки, связанные с ним, решались бы без участия профессиональных банкиров. Но рутинная часть сделки рано или поздно уйдет к роботам. Тогда будут брать деньги не в виде комиссии за перевод, а за то, чтобы поговорить с банкиром", - пояснила она.
"Я думаю, что на горизонте как минимум 10 лет большая часть офисов, которые делают рутинные операции, будет преобразована в безбумажные офисы и станет консультационными точками для оказания услуг тем, кому это необходимо", - полагает Дергунова.
Несмотря на постоянно совершенствующиеся средства защиты банковской информации, мошенники пытаются найти способы воровства денег со счетов клиентов.
"Прежде всего, соблюдайте ряд очень простых правил: не разглашайте свои пин-коды, не открывайте письма от неизвестного адресата, не запускайте приложения из неизвестных источников. Обязательно, перед тем, как нажать кнопку одобрения финансовой транзакции, прочитайте, что написано на сайте, на котором вы проводите платеж: это, например, "Яндекс" или "ЯРдекс"? Это абсолютно очевидные вещи", - советует Дергунова.
обсуждение