При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Защитники прав потребителей предлагают запретить кредитным организациям включать страховки в тело потребкредита без предоставления заемщикам альтернативного пути ее оплаты, так как проблема навязывания банками полиса страхования остается актуальной, говорится в исследовании "Международной конфедерации обществ потребителей" (КонфОП).
"Результаты мониторинга показывают, что актуальной остается проблема навязывания заемщикам приобретения полиса страхования. Распространена практика, когда сотрудники банков не предупреждают потребителей о том, что страховка необязательна и от нее можно отказаться, а по умолчанию делают расчет кредита с учетом дорогостоящей страховки. Важной проблемой является практика банков по включению стоимости страхования в тело кредита, что ведет к его значительному удорожанию, поскольку на стоимость полиса начисляются проценты. Как показал мониторинг, ни один из банков, в которых удалось получить консультацию, не дает возможности потребителю заплатить за страховой продукт из собственных средств. Представляется целесообразным принятие нормы по запрету на непредоставление потребителям права выбрать способ приобретения страхового продукта (за счет собственных или кредитных средств)", - отмечается в исследовании.
Председатель правления КонфОП Дмитрий Янин добавил, что конфедерация уже обратилась в Банк России с рекомендациями по регулированию кредитного рынка. Также среди рекомендаций КонфОП - введение запрета на отказ в консультировании в случае непредоставления персональных данных. Как следует из результатов исследования, в крупных банках потребителям сложно получить детальную консультацию по кредиту, если они отказываются предоставить персональную информацию или номер телефона.
"Право на информацию является базовым правом потребителя, и оно должно быть реализовано вне зависимости от желания человека раскрывать свои персональные данные. В случае кредитов потребителю, который хочет сохранить анонимность, должна предоставляться максимально полная информация на этапе консультирования, без обращения в бюро кредитных историй или во внутреннюю систему банка", - указывается в исследовании.
Кроме этого, КонфОП рекомендует ввести обязанность информировать потребителей о диапазоне ставок по кредиту при предоставлении консультации, так как в ходе исследования выяснилось, что сотрудники банков при консультации сообщают потребителям, что размер ставки определяется в индивидуальном порядке, не называя всего диапазона и условий получения более низкой ставки. Также распространена практика информирования о самой низкой ставке с учетом страхования, об условиях которого потребителю не сообщается.
Позиция ЦБ РФ
В пресс-службе ЦБ сообщили ТАСС, что Банк России получил письмо с предложениями КонфОП и обязательно их изучит.
По мнению регулятора, заемщик имеет право самостоятельно выбрать способ оплаты дополнительной услуги - за счет собственных или кредитных средств. "Этот выбор должен быть прозрачным, понятным и осознанным для потребителя", - отметили в пресс-службе.
Также Банк России в октябре 2022 года направил всем кредиторам и страховым организациям информационное письмо о том, что кредитор не вправе навязывать заемщику услуги конкретной компании для страхования связанных с кредитом или займом рисков. Регулятор считает такую практику недопустимой и напоминает, что у заемщика есть право застраховать свою жизнь и здоровье отдельно от заключения кредитного договора или договора займа. При этом клиент должен сам выбрать страховщика, который подходит под критерии банка.
Мониторинг КонфОП проводился в октябре - декабре 2022 по методу "тайного покупателя" в отделениях банков в Москве. В выборку из 10 банков попали пять крупнейших по объему выдачи кредитов организаций с офисами и пять банков из топ-100.
обсуждение