При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Российский Центробанк просчитывает несколько вариантов сценариев использования властями средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) и считает самым неблагоприятным инвестирование всех средств фонда сверх порога в 7% ВВП, при котором полностью восстановится зависимость экономики и рубля от колебаний цен на нефть.
Об этом в интервью Рейтер сказала председатель Банка России Эльвира Набиуллина.
ЦБР упомянул решение об использовании ликвидной части фонда сверх порогового уровня в 7% ВВП в качестве проинфляционного риска в среднесрочной перспективе.
Во второй половине 2020 года объем ликвидной части ФНБ может преодолеть порог в 7% ВВП, после чего у правительства появляется право инвестировать средства фонда.
“То, как эти средства будут инвестироваться, может повлиять на макроэкономическую ситуацию, и поэтому мы безусловно будем участвовать в дискуссиях и совещаниях на эту тему”, - сказала Набиуллина.
Центробанк просчитывает несколько вариантов сценариев использования средств ФНБ, они отличаются масштабом трат.
“Самый неблагоприятный вариант, это инвестирование всех средств фонда сверх порога в 7% ВВП. По сути дела, весь прирост дополнительных доходов от увеличения цены нефти будет идти на расходы. Не так важно, во что деньги будут инвестированы, поскольку в этой ситуации полностью восстановится зависимость экономических и финансовых параметров, курса рубля от колебаний цен на нефть”, - считает глава ЦБР.
Вариант, который имеет меньше негативных последствий для макроэкономической и финансовой стабильности, – это инвестирование определенного процента от превышения 7% ВВП.
“По эффектам, этот вариант аналогичен увеличению цены отсечения в бюджетном правиле. Но исходя из того, что уже накоплено 7% ВВП, это лучше, чем если бы более высокая цена отсечения закладывалась изначально”, - сказала Набиуллина.
По оценке ЦБР, траты 1-2% ВВП в год будут по своему влиянию на экономику и реальный валютный курс аналогичны по последствиям повышению цены отсечения в бюджетном правиле до $50-60 за баррель.
ЦБР намерен при принятии решений по монетарной политике и дальше учитывать последствия бюджетных решений.
“Так было и в отношении НДС, так будет и в отношении трат ФНБ. Если будут материализовываться проинфляционные последствия бюджетной политики, конечно, при прочих равных, денежно-кредитная политика будет чуть более жесткой, чтобы обеспечить достижение цели по инфляции”, - сказала Набиуллина.
При этом, это не обязательно будет повышение ставки, может быть пауза в снижении.
“Может быть и более медленное снижение ключевой ставки. Все зависит от данных. Потому что, если мы увидим инфляционные риски, как в случае с повышением НДС, а они реализовались, пусть и в меньшем объеме, мы можем действовать превентивно и упреждающе повысить ставку”, - сказала она.
Аналитики Citi писали, что ЦБР может легко стерилизовать траты ФНБ без повышения ставки, увеличив эмиссию КОБР.
“До введения бюджетного правила, действительно, расходы бюджета за счет резервного фонда или ФНБ мы стерилизовали за счет привлечения депозитов или выпуска КОБР. Таким образом, мы стерилизовали поступавшую в систему дополнительную ликвидность и предотвращали влияние бюджета на нашу способность управлять ставкой. Напомню, кстати, что переход от структурного дефицита к профициту и рост структурного профицита в 2016-17 годах привели к тому, что мы снижали ставку несколько медленнее, чем это бы было при неизменности баланса”, - сказала Набиуллина.
“Стерилизация, в том числе и через эмиссию КОБР, позволяет управлять ставкой и добиваться того, чтобы ставки денежного рынка соответствовали ключевой. При этом ключевая ставка устанавливается, исходя из рисков отклонения от цели по инфляции 4%. Расширение агрегированного спроса за счет роста бюджетных расходов при прочих равных создаст дополнительное инфляционное давление, которое должно быть учтено при проработке ДКП. Однако фактическая траектория ставки будет зависеть от комбинации всех факторов, влияющих на инфляцию”, - добавила она.
Риски укрепления реального курса рубля могут быть в любом варианте, если будут траты ФНБ.
Набиуллина предлагала повысить пороговое значение в 7% ВВП, но Минфин отказался.
“Мы не настаивали, а предложили еще раз посмотреть, на сколько накопленных ресурсов достаточно в новых условиях. Потому что 7% ВВП перекочевали из прошлой конструкции бюджетного правила, а за это время поменялись и внешние, и внутренние риски”, - сказала она.
Есть ограничение, что в год можно тратить не больше 1 процентного пункта ВВП, и поэтому теоретически фонда может хватить на 7 лет.
Но риски могут быть сильными, и для стабилизации бюджетной и экономической ситуации может понадобиться потратить больше средств.
“Я считаю, что эти 7% ВВП периодически надо пересматривать и оценивать, на сколько этого отсечения хватает в нынешних условиях для решения возникающих задач. Это не магическая какая-то цифра, она должна быть экономически обоснованной и соответствовать меняющимся реалиям”, - сказала Набиуллина.
обсуждение