10 июня 2022 года прошло очередное заседание рабочей группы в ЦБ РФ. Исполнительный директор Ассоциации ОИП Кирилл Косминский выступил с докладом на тему «Краудфинансы позволяют повысить доступность финансирования МСП».
Основные тезисы доклада:
- Барьерами развитии отрасли являются: Низкая осведомленность, недостаточный фокус федеральных ведомств и региональных властей на внедрение данных инструментов в систему мер господдержки, невысокая осведомленность чиновников в структурах поддержки МСП
- Появление закона и системы нормативно-правовых актов дало огромный импульс развитию данной формы финансового посредничества. Если на этапе обсуждения законопроекта прогнозировали не более 30 платформ, то сегодня более 60 юридических лиц в реестре ЦБ. Это демонстрирует высокой интерес к такой форме финтеха. Причем, это не регулярный арбитраж, а создание абсолютно новых финансовых организаций
- Институциональные деньги – это то, что могло бы придать стимул развития отрасли. Подразумевается приоритет повышения доступности финансирования
- За март и апрель 2022 года резко возрос спрос на краудлендинг, и только институциональные средства способны удовлетворить этот спрос
- МСП Банк проверил методики скоринга платформ, получил определенные инвестиционные результаты. Важно их обнародовать и продолжить эту программу
- Необходимо популяризировать формы Акционерного общества. Полезно представить и разъяснить кейсы успешного и неуспешного финансирования
- Вывод ряда операций из «бело-серого» поля. Например, бизнес-клубы, инвесторские клубы. Речь не о запрете, а о переводе сделок на «платформенные рельсы». Для начала, целесообразно оценить объем таких операций
- Необходимо определить объем P2P займов. Например, начать с измерения экспертных оценок или тех операций, которые осуществляются через сервис “дать взаймы" через Сбер-онлайн, то мы поймем масштабы
- Создать верифицированную статистику и данных. Это позволит представить весь сегмент шеринговых (коллективных) финансов в новом свете, а также привлечь внимание, которого не хватает у ряда органов, таких, как Минцифра и ФНС
- Дополнительные перспективные направления:
1.Трек по налогам
2.Трек по господдержке
3.Трек по утилитарным цифровым правам
- Расширение операций по номинальному счету. Рекомендуется ввести более гибкий механизм на уровне подзаконных актов
- Требуются изменения в законе о рекламе. Точнее изменения подхода в законе о закрытых инвест-предложениях. Сейчас мы проигрываем конкуренцию за нормальные «белые» инструменты бизнес-сектам и пирамидам. Необходимо вынести этот вопрос в отдельный трек с коллегами, которые занимаются борьбой с недобросовестными практиками
- Совершенствование института кураторов. Учитывая разницу бизнес-моделей платформ и разные процессы, важно приводить в терминологии госуслуг - к регламентам, либо единым подходам
обсуждение