При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Крупнейший работодатель российской банковской системы Сбербанк к 2025 году намерен сократить половину из 330 тыс. сотрудников. Сейчас в секторе работает около 700 тыс. человек, и сектор не растет: в течение восьми лет работу потеряет каждый пятый банковский работник. В условиях продолжающейся расчистки рынка, когда ежегодно порядка ста банков теряют лицензию, найти работу этим менеджерам будет непросто.
О глобальном сокращении штата Сбербанка в четверг на экономическом форуме в Давосе заявил его глава Герман Греф. «Если мы посмотрим в наше будущее, то сейчас у нас 330 тыс. сотрудников, но в 2025 году, я думаю, у нас будет только половина из них»,— заявил господин Греф. По его словам, через восемь лет все банковские операции будут проводиться удаленно. В пресс-службе Сбербанка не ответили на запрос “Ъ” относительно деталей планов по оптимизации штата сотрудников.
По данным отчетности МСФО группы Сбербанка за девять месяцев 2016 года, численность сотрудников группы составляла 328,7 тыс. человек. При этом среднесписочная численность сотрудников российского Сбербанка за данный период (по данным отчета о ценных бумагах) составляла 261 тыс. человек. Остальные сотрудники работают в «дочках», в том числе зарубежных.
Всего в российской банковской системе, по данным ежеквартальных отчетов эмитентов, работает около 700 тыс. человек. Если сокращения сотрудников Сбербанка будут происходить преимущественно в России, то с учетом увольнения 130 тыс. человек в течение восьми лет работу в секторе потеряет каждый пятый сотрудник. При этом с учетом расчистки рынка — с 2014 года лицензий лишилось более 300 банков, и этот процесс пока не завершен — трудоустроиться по специальности этим людям будет непросто.
Объявленное сокращение логично в контексте активной диджитализации банковского сектора, когда большинство операций проводится в дистанционном режиме. «Диджитал — тренд, который охватит большинство финансовых институтов в мире, и сокращение персонала вдвое — только звучит пугающе»,— считает аналитик Moody’s Ольга Ульянова. Она ожидает, что речь пойдет о «перетекании» персонала в другие сферы. «Для тех, кто давно изучает тему перехода банков к цифровым технологиям, заявление господина Грефа не является неожиданностью,— отмечает член совета директоров банка “Санкт-Петербург” и армянского Ameriabank Алексей Германович.— Существует множество исследований о том, что к 2020 году банки в мире потеряют от 30% до 50% своего традиционного бизнеса, который перейдет к новым технологическим компаниям».
Однако адаптироваться к этому процессу смогут далеко не все. По мнению экспертов, проблемы возникнут у «классических» банковских работников, особенно старшего возраста. «Те, кто сможет оперативно сориентироваться и перейти в смежные сферы, имеют шанс сохранить работу и материальное положение,— рассуждает управляющий партнер кадрового агентства Staff-UP Елена Лимонова.— Например, переквалифицироваться из операционистов банка в бухгалтерию или линейные офисные позиции». При этом масштабное сокращение сотрудников создаст высокую конкуренцию за рабочие места. «Работодатели, и без того снижающие предложения по зарплатам, непременно воспользуются ситуацией. Потерять работу станет проще, а вот найти — значительно сложнее»,— прогнозирует она.
Впрочем, другие банки таких масштабных сокращений персонала не ожидают. «Все банки будут идти по пути оптимизации штата за счет развития дистанционных каналов обслуживания, однако сокращение половины сотрудников в такой перспективе мы все-таки не ожидаем»,— отметил член совета директоров Бинбанка Олег Вьюгин.
обсуждение