При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Опыт наш и опыт их.
Мой опыт участия в дискуссиях о финтехе (см. недавний комментарий о диспуте на ЭФ МГУ) показал, что даже серьезные специалисты употребляют слово «маркетплейс» автоматически, не зная о том, как работают в мире такие организации. Поэтому по мере сил и появления информационных поводов, постараюсь немного рассказывать об этом. Такой повод появился вчера, это статья в WSJ о новых интересных проектах Vanguard Group. Напомню, эта компания довольно специфическая с т.зр. продажи финансовых продуктов (помимо ее успехов с индексными фондами и 5,7 трлн долл. клиентских активов). Она обладает современным и высоко технологичным маркетплейс. Но ее идеология похожа на сбербанковскую, это клиентоориентированность, то есть предложение клиентам преимущественно инвестиционно-финансовых продуктов собственного производства, которые она считает лучшими на всем рынке (и, отчасти, согласно независимым рейтингам это так). Основной источник доходов Vanguard – обслуживание индивидуальных портфелей пенсионных накоплений участников корпоративных планов 401-k и индивидуальных – IRAs (60% клиентских активов группы – это активы на указанных счетах). Поэтому их маркетплейс во многом ориентирован именно на эти клиентов. Основная часть активов клиентов на пенсионных счетах размещена в т.н. Target Funds (взаимных фондах жизненного цикла), другая значительная часть формируется с помощью консультантов, в том числе робоэдвайзоров. Vanguard – лидер американского и глобального рынка по сумме активов, обслуживаемых робоэдвайзорами. С помощью гибридного (человек-робот) сервиса он управляет примерно 140 млрд долл. активов, в службе инвестиционных консультантов Vanguard работает примерно 750 сотрудников. (Для сравнения: специализированные маркетплейсы – Wealthfront и Betterment LLC обслуживают примерно по 20 млрд долл. клиентских активов каждая, а у Schwab 41 млрд долл. таких активов).
В этом секторе конкуренция ужесточилась, особенно после того, как конкурент – Charles Schwab перешел на фиксированный тариф услуг робоэдвайзоров. Теперь Vanguard делает мощный ответный ход, о чем и пишет WSJ. Он планирует запустить службу робо-эвайзоров, которая полностью исключает людей как консультантов. Vanguard проводит экспериментальное тестирование новой платформой Vanguard Digital Advisor. С помощью которой стремится привлечь молодых, технически подкованных инвесторов. За новый сервис клиент будет платить сбор в размере 0,15%, или 15 долларов за каждые вложенные 10 000 долларов, и эта цена подрывает многих конкурентов. Услуга будет ориентирована на индивидуальные финансовые потребности и портфели пользователей.
Новый цифровой сервис работает следующим образом: пользователи сообщат системе личные данные и финансовые цели, например, сколько они надеются накопить после выхода на пенсию. Затем алгоритмы создадут наиболее подходящий для него портфель с характеристиками риска и доходности. Инвесторы будут платить за услуги Vanguard при формировании портфелей, а также за обслуживание (как я понимаю, примерно 20 долл. в расчете на 10 тыс долл. активов). Минимальная сумма активов составляет 3000 долларов США для индивидуальных инвесторов.
Со временем Vanguard надеется добавить новые функции в новую платформу, включая инструменты, которые могут помочь пользователям планировать учебу в колледже, сберегать средства на жилье и на чрезвычайные ситуации.
Мой комментарий краток: жалко, что эта компания не работает в России, но возможно, стоит делать так, чтобы такой бизнес у нас развивался более активно и на конкурентной основе. Для этого нужно, чтобы между собой конкурировали частные маркетплейсы. Но хорошо то, что частные инвесторы могут покупать продукты этой компании и в России. Также доступен и ее открытый сервис по портфельным рекомендациям. В свое время он подсказал мне хороший и простой совет, за который я ему до сих пор благодарен.
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/ae.abramov
обсуждение