Четверг, 18.12.2025
×
“Грядущие годы таятся во мгле”: как выглядит будущее финансов

Алексей Войлуков: «Банковский светофор» от ЦБ – первые итоги

Аа +
+1 -0

Что говорят участники проекта?

Платформа Банка России Знай Своего Клиента, в простонародье ЗСК, была запущена 1 июля этого года.

Этого инструмента ждали многие участники рынка. Уже давно был запрос сделать общую базу оценки уровня риска клиентов при поддержке регулятора, основываясь на информации, которой обладает Банк России. Это исключит различие подходов у банков, некорректность или, возможно, умышленность выносимых оценок, а также позволит правильно оценивать клиентов, с учётом их операций в других финансовых учреждениях. Многие участники рынка с ожиданием смотрели на этот инструмент – ведь можно не вдаваться в подробности при объяснениях с клиентом «Почему» – «вы весь в красном и точка»! Нужны объяснения? – Вам в ЦБ.

В августе Ассоциация провела опрос среди своих членов о первых итогах и впечатлениях.

Участники рынка признают – Платформа ЗСК:

  • позволяет отсекать наиболее высокорисковых клиентов и фокусировать продвижение продуктов среди более благонадежных клиентов.
  • помогает банкам при принятии клиентов на обслуживание и при проверке контрагентов по операциям клиентов.

Безусловно, встретились и свои «Но»:

– Нововведения всегда требуют на первом этапе активной методологической поддержки со стороны разработчика. Уже заданные вопросы в части техники и подходов внедрения пока ещё остаются без ответа. Рынок ждет четкой формулировки позиции регулятора для полноценного запуска. Ну и, конечно, более оперативной поддержки при возникновении вопросов в дальнейшем)).

– Логика классификации клиентов Платформой ЗСК основана на поведенческих аспектах клиента из прошлого периода. Банки зачастую располагают актуальными сведениями, в т.ч. по «красным» клиентам, меняющими классификацию риска. Алгоритм действий при таком стечении обстоятельств неочевиден и требует обсуждения, чтобы не навредить реально работающему бизнесу, выполняя жесткие требования текущего Закона.

– Среди опрошенных появился термин «мерцающие» клиенты – их оценка может меняться даже в интервале нескольких дней, из «желтого» клиент быстро становится «зеленым» и обратно. Новый термин и такие клиенты требуют внимания и адаптации к применяемым механизмам.

– Переходные периоды сопровождаются ростом трудозатрат. Появились новые мероприятия по обмену информацией с ЦБ. При этом применение оценки ЦБ пока не снимает ответственности с банка за совершение клиентами подозрительных операций – «низкий» уровень риска не дает банкам гарантии благонадежности клиента и отсутствие претензий регулятора. А значит объем прежней работы остается неизменным.

Здесь важно понять, какие допуски примет ЦБ в оценке устойчивости системы внутреннего контроля ПОД/ФТ банка, опирающегося на Платформу ЗСК? Будет ли возможность исключить часть текущей внутренней работы? Но какой, в каком объеме?

Это важные вопросы при оценке эффективности нового инструмента (репутационные риски должны коррелироваться с операционными затратами).

Предприниматели и банки также в ожидании запуска публичного сервиса от ЦБ с раскраской организаций. Это должно стать надежной опорой реальному бизнесу в другой части оценки ЗСК: Знай своего контрагента!

31 августа в 11 часов под эгидой ЦБ будет проведено обсуждение с предпринимателями первых месяцев работы в рамках дискуссионной площадки: «Запуск платформы Банка России «Знай своего клиента»: как это отразится на предпринимателях?»

Присылайте свои вопросы и мнения.

Telegram канал автора: https://t.me/s/MyDigitalFinance/

В разделе «Обзор блогов» редакция представляет републикации наиболее интересных постов известных российских экономистов, публицистов, финансистов и экспертов, опубликованных на личных каналах и онлайн-ресурсах авторов. Ссылки на эти ресурсы указаны под обзором. Данные републикации не являются подготовленными специально для Finversia.

Ответственность за информацию, высказанные профессиональные и этические оценки, версии и прогнозы остается на авторах блогов.

Орфография и пунктуация авторов блогов сохранена. Перевод иноязычных блогов – авторы блога.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все обзоры блогов »
+1 -0
206
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Будет ли новая пенсионная реформа? Будет ли новая пенсионная реформа? Что говорят о вероятности новой пенсионной реформы. Индексация пенсий и пенсионных коэффициентов в 2026 году. Обсуждение пенсионных проблем вызывает гнев «лучших людей города». Вранье о «13-й пенсии». Лучший способ получать достойную пенсию – не выходить на нее. Где и как хотят путешествовать пенсионеры. Кто «заплатил» за разговор о пенсиях. Сколько стоит терпение? Экспорт швейцарских часов упал на 7,3% в ноябре Экспорт швейцарских часов упал на 7,3% в ноябре Поставки швейцарских часов за рубеж в ноябре 2025 года продемонстрировали заметное снижение. По данным Федерации швейцарской часовой промышленности, объем экспорта в годовом сопоставлении сократился на 7,3% и составил 2,247 млрд швейцарских франков. Месяцем ранее падение было менее выраженным и оценивалось в 4,4%. Кирилл Дианов: «Финансовый сектор стал драйвером импортозамещения» Кирилл Дианов: «Финансовый сектор стал драйвером импортозамещения» Российский финансовый сектор находится на этапе масштабной технологической перестройки ввиду регуляторных требований и ограничений на использование зарубежного программного обеспечения. Ужесточение стандартов ЦБ, в том числе приказ № 683-П, ставит перед банками и страховыми компаниями задачу не только обеспечить высокий уровень информационной безопасности, но и выстроить устойчивую ИТ-инфраструктуру на базе отечественных решений. Вместе с Кириллом Диановым, руководителем направления облачной интеграции «Онланты», обсудили тренд на импортозамещение в финсекторе и проанализировали ряд используемых решений.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)