При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Что говорят участники проекта?
Платформа Банка России Знай Своего Клиента, в простонародье ЗСК, была запущена 1 июля этого года.
Этого инструмента ждали многие участники рынка. Уже давно был запрос сделать общую базу оценки уровня риска клиентов при поддержке регулятора, основываясь на информации, которой обладает Банк России. Это исключит различие подходов у банков, некорректность или, возможно, умышленность выносимых оценок, а также позволит правильно оценивать клиентов, с учётом их операций в других финансовых учреждениях. Многие участники рынка с ожиданием смотрели на этот инструмент – ведь можно не вдаваться в подробности при объяснениях с клиентом «Почему» – «вы весь в красном и точка»! Нужны объяснения? – Вам в ЦБ.
В августе Ассоциация провела опрос среди своих членов о первых итогах и впечатлениях.
Участники рынка признают – Платформа ЗСК:
- позволяет отсекать наиболее высокорисковых клиентов и фокусировать продвижение продуктов среди более благонадежных клиентов.
- помогает банкам при принятии клиентов на обслуживание и при проверке контрагентов по операциям клиентов.
Безусловно, встретились и свои «Но»:
– Нововведения всегда требуют на первом этапе активной методологической поддержки со стороны разработчика. Уже заданные вопросы в части техники и подходов внедрения пока ещё остаются без ответа. Рынок ждет четкой формулировки позиции регулятора для полноценного запуска. Ну и, конечно, более оперативной поддержки при возникновении вопросов в дальнейшем)).
– Логика классификации клиентов Платформой ЗСК основана на поведенческих аспектах клиента из прошлого периода. Банки зачастую располагают актуальными сведениями, в т.ч. по «красным» клиентам, меняющими классификацию риска. Алгоритм действий при таком стечении обстоятельств неочевиден и требует обсуждения, чтобы не навредить реально работающему бизнесу, выполняя жесткие требования текущего Закона.
– Среди опрошенных появился термин «мерцающие» клиенты – их оценка может меняться даже в интервале нескольких дней, из «желтого» клиент быстро становится «зеленым» и обратно. Новый термин и такие клиенты требуют внимания и адаптации к применяемым механизмам.
– Переходные периоды сопровождаются ростом трудозатрат. Появились новые мероприятия по обмену информацией с ЦБ. При этом применение оценки ЦБ пока не снимает ответственности с банка за совершение клиентами подозрительных операций – «низкий» уровень риска не дает банкам гарантии благонадежности клиента и отсутствие претензий регулятора. А значит объем прежней работы остается неизменным.
Здесь важно понять, какие допуски примет ЦБ в оценке устойчивости системы внутреннего контроля ПОД/ФТ банка, опирающегося на Платформу ЗСК? Будет ли возможность исключить часть текущей внутренней работы? Но какой, в каком объеме?
Это важные вопросы при оценке эффективности нового инструмента (репутационные риски должны коррелироваться с операционными затратами).
Предприниматели и банки также в ожидании запуска публичного сервиса от ЦБ с раскраской организаций. Это должно стать надежной опорой реальному бизнесу в другой части оценки ЗСК: Знай своего контрагента!
31 августа в 11 часов под эгидой ЦБ будет проведено обсуждение с предпринимателями первых месяцев работы в рамках дискуссионной площадки: «Запуск платформы Банка России «Знай своего клиента»: как это отразится на предпринимателях?»
Присылайте свои вопросы и мнения.
Telegram канал автора: https://t.me/s/MyDigitalFinance/
обсуждение