При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Алгоритмы ставят на эффективный рынок и не чувствуют пока угрозы санкций.
В конце января в канале MMI было опубликовано интервью с Михаилом Хановым https://t.me/russianmacro/4373, управляющим директором Алго Капитал, об алгоритмической торговле. Там много чего интересного (мне кажется, это вообще единственный такого рода подробный рассказ об алготрейдинге), но меня среди прочего заинтриговал один момент, где Михаил рассказывает о возможностях алгоритмов на основе предиктивного анализа «предсказывать» совсем неожиданные события. В качестве примеров Михаил говорил о том, что накануне выборов в США в ноябре 2016 все алгоритмы встали «за Трампа», вернее – «за повышенную волатильность» (а ведь в победе Клинтон до самого подсчета голосов тогда мало кто сомневался), а шортить российский рынок в апреле прошлого года алгоритмы начали за трое суток до объявления санкций Русалу.
После бурного ралли emerging markets в начале года, которое не обошло стороной и Россию, на рынках возникла некоторая пауза. Я лично очевидных сигналов к развитию позитивных трендов не вижу. Но не вижу пока и сигналов к развороту. А что, интересно, показывают алгоритмы? Пользуясь случаем, спросил об этом Михаила Ханова:
1. Насколько текущие показатели волатильности соответствуют нормальным? Алгоритмы в настоящий момент ставят на увеличение или снижение волатильности?
2. EC и США готовят новые санкции в отношении РФ. Moody’s прямым текстом говорит, что вероятность введения санкция в ближайшие месяцы высокая. Алгоритмы уже начали «беспокоиться» в отношении российских активов?
Ответы оказались достаточно любопытными!
1. Наши алгоритмы не настроены на высокую или низкую волатильность. Вернее, настроены не только на нее, а еще на 83 финансовых инструмента на 19 биржах мира, от Канады до Австралии. И среди 5000+ алгоритмов всегда найдутся как те, кто ставит на высокую волатильность, так и те, кто заработает на низкой. А все вместе они ставят на «эффективный» рынок. Я рассказывал подробно об этом в интервью, повторю здесь кратко наше определение эффективного рынка – когда десятки миллионов продавцов торгуют с десятками миллионов покупателей. В этом случае даже резкие и непредсказуемые события не могут привести к существенным потерям как для алгоритмистов, так и для инвесторов. Но когда в игру вступает системный игрок, в нашем случае – ФРС или Президент США, начинается путешествие слона в посудной лавке. За последний год слон приходил на рынок трижды – в апреле-мае 2018, когда в 30(!) раз увеличился месячный объем сокращения баланса ФРС, в декабре, когда Трамп назвал ФРС «главным злом американской экономики» и финансисты всего мира вместо рождественских хлопот следили за каждым словом президента США в Твиттере – «уволят-не уволят» сначала Пауэлла, а затем и Мнучина. И, наконец, апофеозом стал двухдневный кошмар на рынке трежериз США 3-4 января, когда Джером Пауэлл объявил о кардинальной смене политики своего ведомства.
Но вот уже пять недель рынок предоставлен сам себе, со всеми взлетами и падениями, боковиками и трендами, и на таком рынке алгоритмы прекрасно отрабатывают доходность, заложенную в них разработчиками.
Традиционно, повышенная волатильность теперь будет наблюдаться перед каждым заседанием ФРС (очередное – 19-20 марта). Но 30 января Джером Пауэлл еще раз дал понять, что так часто, как в декабре-январе он больше не будет «прогибаться под изменчивый мир», а значит, год обещает быть «рыночным» в лучшем смысле этого слова. На эффективном рынке, с 7 января по 11 февраля стратегия показывает доходность +24%.
2. В отличие от международной стратегии, которая из-за существенных потерь в начале месяца не смогла показать прибыль в январе, рублевая стратегия «Энергия» (14 фьючерсов на Мосбирже), показала в этом месяце свой «средний» результат +7%. К сожалению, из-за специфики работы российского рынка, стратегия не смогла полностью реализовать рост котировок нефти, фондового индекса РТС, укрепление рубля к доллару США, начавшиеся 3 января и продолжавшиеся почти непрерывно до 11 января, . Во-первых, на бирже MOEX во время новогодних каникул существенно (в среднем на 30%) увеличивается гарантийное обеспечение под срочные контракты, во-вторых, обычные рабочие торговые сессии на большинстве глобальных финансовых рынках у нас либо были выходными днями, либо существовали ограничения на проведение операций. Аллокация стратегии была изменена перед новогодними каникулами для минимизации последствий возможных гэпов на открытиях российского рынка после перерывов в работе.
Стратегия на Мосбирже, как и мировая, характеризуется диверсифицированным набором торгуемых фьючерсных контрактов и торговых алгоритмов, из которых примерно 70% – трендовые и 30% – реверсальные. И зарабатывает рублевая стратегия преимущественно тогда, когда на отечественном рынке есть движения, продолжающиеся хотя бы 2-3 дня. Неважно, являются ли они продолжением движений, начавшихся ранее, или их окончанием и разворотом котировок в обратном направлении. В нефти, в рубле, в индексе РТС, в «голубых фишках» с середины января тренды как таковые на отечественном рынке отсутствуют, наблюдается торговля в довольно узком диапазоне. Направленных движений, длящихся хотя бы 2-3 дня нет. И даже решение того же Moody’s о возвращении России кредитного рейтинга не стало поводом их появления. Так что обсуждать практически нечего.
Говорить о том, что «алгоритмы чувствуют приближение «санкционной бури» сейчас пока рано, обычно рынок начинает свои движения за несколько дней, но не недель.
Профиль автора в соцсети: https://tele.gg/russianmacro
обсуждение