При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Для того, чтобы понять, как будет двигаться система взаимоотношений с клиентами в финансовой сфере достаточно посмотреть на другие рынки. Финансовая отрасль более консервативна, тренды здесь наблюдаются с некоторым запозданием.
Все последние годы e-commerce идет в сторону формирования супермаркетплейсов или агрегатора агрегаторов. В качестве наглядного примера можно вспомнить, Aviasales, который продает билеты других агрегаторов или того же Яндекс.Такси, сотрудничающего с таксопарками.
Но если в ритейле или в логистике маркетплейсы прошли стадию экспоненциального роста, то в финансовом секторе это еще не так.
Опрошенные участники рынка заявляют о кратном росте ключевых бизнес-показателей, как среди финансовых b2с-маркетплейсов, так и в b2b. И пандемия только подстегнула этот тренд.
«По итогам 2020 года мы выросли по выручке в 1,5 раза относительно 2019 года. Изучая аналоги на зарубежных и российском рынках, мы понимаем, что нужно сделать, чтобы наша компания пришла к оценочной стоимости в 1 млрд долларов», - рассказывает о планах Динара Юнусова, генеральный директор Банки.ру.
Уже сейчас посещаемость маркетплейса составляет около 11 млн пользователей в месяц, что ниже чем у лидеров, вроде Сбера или Тинькофф, но выше практически всех остальных банков.
Второй крупнейший финансовый маркетплейс, Сравни.ру, в конце прошлого года заявлял о планах выйти на IPO до 2025 года. На тот момент компания проходила аудит у Ernst & Young и гендиректор Сравни.ру Сергей Леонидов называл преждевременными официальные оценки по первичному размещению акций, но аналитики оценивали текущую стоимость в 4-5 млрд рублей.
Эксперты ГК «Финам» предполагают, что b2c-маркетплейсы будут масштабироваться за счёт расширения направлений деятельности и станут предлагать свои информационно-консультационные услуги за пределами традиционных кредитов и депозитов. Один из вариантов такого расширения и точка роста - включение в свои системы небольших игроков.
«Мы готовы работать с другими агрегаторами. Мы сможем помочь небольшим агрегаторам, не вкладываясь в дорогостоящие инфраструктурные решения, расширять свой бизнес, используя технологические платформенные возможности Банки.ру», - подтверждает Динара Юнусова.
На b2b-рынке единого финансового маркетплейса, который бы предлагал пользователям широкий спектр услуг, тоже пока не сложилось. На нем продолжают действовать узкоспециализированные сервисы, занимающиеся в основном одним направлением.
Фактически финансовый b2b-рынок развивается с небольшим временным лагом по сравнению с b2c. Это даже видно по инициативам от регулятора или исполнительных органов власти. В случае b2c инициатива по созданию финансового маркетплейса уже успела пройти все стадии: от резонанса и широкого обсуждения перспектив в момент запуска до переноса сроков и постепенно снижения интереса, кажется, даже со стороны самих инициаторов.
В b2b же подобные инициативы только начинают обсуждаться. К примеру, в июле Министерство экономики выложило для обсуждения проект единой информационно-аналитической системы, которая позволит ее участникам обмениваться информацией о «цифровом профиле» бизнесов на основе различных данных: среднесписочная численность сотрудников, сведения о банковских счетах и налоговых выплатах.
Одна из ключевых заявленных целей — повышение эффективности и адресности поддержки бизнеса. Но изначально в проект приглашаются и коммерческие структуры, поэтому можно ожидать его трансформацию в сторону более широкого круга вопросов. В качестве эксперимента проект предлагается запустить уже со 2 августа.
«Государство заинтересовано в развитии подобных маркетплейсов в b2b и справедливо считает это важной частью инфраструктуры рынка, которая поможет снизить издержки для ее участников, в первую очередь из числа представителей малого и среднего бизнеса. А значит и достигнуть заявленных целей, например, по повышению доступности кредитования», - считает Игорь Минчук, генеральный директор b2b-сервиса Финакс.
Несмотря на единую инфраструктуру банков в обоих случаях, на b2b-рынок накладываются дополнительные ограничения.
Во-первых, по мнению ряда экспертов, существует сложность унификации предложений на рынке— информация по условиям менее прозрачна, а сам перечень шире, чем для клиентов-физлиц.
Во-вторых, основным драйвером развития диджитал-каналов в b2c была и остается услуга по кредитованию. В прошлом году Deloitte проводил исследование: какие продукты банки предоставляют клиентам полностью в удаленном формате. Самый большой разрыв между банками-лидерами в цифровизации и остальными был как раз в сфере кредитования, в том числе автокредитование, и овердрафт. Из конкретных примеров достаточно вспомнить историю Klarna – платежного сервиса, позволяющего покупать в рассрочку товары в различных магазинах, и самого дорогого европейского финтех-стартапа на данный момент.
Внедрение цифровых каналов в кредитовании юрлиц более затруднительно по объективным причинам, включая высокие требования ЦБ к банкам. Однако и здесь мы будем наблюдать постепенное усложнение банковских продуктов, предлагаемых для дистанционного оформления через маркетплейсы для юрлиц. Некоторые из действующих финансовых b2b-сервисов, вроде Финакс, уже заявили о расширении своего функционала: помимо выдачи банковских гарантий, предлагая услуги агрегатора предложений банков по кредитованию или факторингу.
Конкуренция маркетплейсов в ритейле привела к появлению крупнейших игроков, практически вытеснив специализированные площадки. Ozon и Wildberries, начинавшие с продажи отдельных категорий — книг и одежды — сейчас превратились в столпов e-commerce.
В таком случае в финансовой сфере выглядит логичным дальнейшее слияние b2c и b2b-маркетплейсов в единые системы, с одной стороны позволяющие предлагать более персонализированные решения за счет имеющихся данных о клиентах, а с другой стороны обладающие маркетинговыми бюджетами, чтобы выстоять в предстоящей конкуренции с отдельными экосистемами крупнейших игроков, вроде Сбера или Тинькофф.
обсуждение